Почему граждане завалили жалобами госорганы?

июнь 16, 2011

Поток жалоб от россиян в различные ведомства растет в России ежегодно. На 20% в год увеличивается число обращений в администрацию края, в Госжилинспекцию Алтайского края ежегодный рост еще больше: 60–70%. С чем это связано? С тем, что мы с каждым годом все хуже живем? Или, быть может, главная причина другая? Сознание большинства россиян остается патерналистским – мы, как и в прежние времена, все надеемся: вот приедет барин, барин нас рассудит?

Правовое сознание людей меняется, люди пытливо ищут ответы на свои вопросы в официальных источниках и готовы отстаивать свои права.
Михаил Хаустов

Ольга Бессонова,
социолог, Новосибирск:

Челобитные и жалобы имели повседневный характер на протяжении всей российской истории. По жалобам подданных князь вершил суд и расправу, изменял величину дани. На земских соборах XVII века жалобы выражались в форме докладов представителей челобитчиков "обо всяких нуждах своей братии".

На что жалуемся?

В апреле 2011 года в адрес Дмитрия Медведева через управления президента РФ и его приемные в федеральных округах и региональных столицах поступило 90 944 обращения. По каким поводам россияне обращаются к президенту?

Cоциальная сфера – 21 842
Оборона, безопасность, законность – 20 580
Государство, общество, политика – 19 647
Экономика – 18 504
ЖКХ – 16 889

Цифрами указано число обращений, поданных в письменном и электронном виде и устно.

Грамотного жалобщика не отфутболить

Наталья Сажнева,
гражданский активист в сфере защиты прав потребителей услуг ЖКХ (Яровое):

Число жалоб растет не потому, что мы живем плохо или услуги стали оказывать хуже, – в ЖКХ, например, услуги оказывают лучше, но жалуются многие. Откуда рост? Во-первых, жалобы разных людей часто касаются одной и той же проблемы. Если бы государство ее решило, жалоб было бы меньше.

Во-вторых, на многие жалобы приходят отписки, и это тоже порождает новый поток обращений в разные инстанции. В таких маленьких городах, как наш, те, на кого жалуются, и те, кому жалуются, – практически одни и те же люди. Два юриста, муж и жена. Вместе окончили вуз и приехали работать, один пошел в прокуратуру или администрацию, другая в управляющую компанию. Трудно рассчитывать на то, что жалоба на плохую работу управляющей компании будет объективно рассмотрена и удовлетворена.

Большое влияние на рост жалоб сыграла и отмена дотаций в ЖКХ. Теперь люди платят за все сами и начали считать деньги. К тому же раньше думали, что денег на все не хватает, поэтому терпели. А когда по телевизору сказали, что эта сфера чуть ли не так же доходна, как наркобизнес, люди зашевелились.

Я бы всех жалобщиков разделила на три группы. Люди пенсионного возраста обычно считают, что все им все должны, в том числе государство, они обращаются по любому поводу во все инстанции. Но у них и меньше всего шансов получить ответ, даже если они настойчивы: настойчивого легко отфутболить профессиональными отписками.

Вторая группа: средний возраст (40–50 лет). Люди с высшим образованием готовы подавать иски в суд и сами решать проблемы, они либо пишут их сами, либо обращаются к специалистам. А когда жалоба написана профессионально, со ссылками на закон, на такие жалобы реагируют. Если же образования не хватает, люди обычно считают, что судиться бесполезно. И пишут по инстанциям.

Молодые же начинают бороться только в том случае, когда видят, что их явно грабят. Большинство из них, мне кажется, понимают: только профессионально подготовленные иски в суд могут иметь результат.

Все пишут президенту

Наталья Питахина,
зам. генерального директора государственной телекомпании "Алтай":

Не думаю, что люди стали хуже жить. Да, есть те, кто получает мизерную зарплату, есть очень бедные пенсионеры. Но посмотрите на магазины: бытовая и прочая техника раскупается быстро. Может быть, дело скорее в том, что открывается все больше общественных приемных, о которых постоянно рассказывают СМИ?

Есть еще одна тенденция: все кому не лень пишут президенту и премьер-министру. Почему? С одной стороны, сознание многих россиян остается патерналистским. Знаю по своей работе: мы ежедневно принимаем десятки звонков, и процентов 70–80 из них – обращения людей, которые даже не попытались что-то сделать сами. Классический пример: протекает крыша, приезжайте. И просят обычно так: "А могу ли я заказать телевидение?" Телевидение для них   что-то вроде "скорой помощи".

С другой стороны, СМИ все время подают образ президента и премьера как защитников простого народа, которые уж точно способны решить все наши проблемы. Мне даже кажется, что общество в последние годы вновь приучили к тому, что можно обращаться напрямую к самым высшим руководителям и они помогут.

Растет интерес к своим правам

Юрий Вислогузов,
уполномоченный по правам человека в Алтайском крае:

В аппарате уполномоченного по правам человека в этом году тоже наблюдается рост количества жалоб и обращений. Однако нельзя сказать, что права человека стали нарушать больше. Взять, например, такой факт. До недавнего времени обращения по вопросам защиты прав детей были единичными. А только в этом году по итогам полугодия число обращений увеличилось примерно на 100. Означает ли это, что права детей раньше не нарушались, а теперь нарушаются? Уверен, что нет.

У роста числа обращений в органы власти есть несколько причин. С одной стороны, многие ведомства крайне мало информируют о том, какие права и возможности имеют граждане. Возьмите жалобы уважаемых ветеранов Великой Отечественной войны. На самом высоком уровне декларировали, что все ветераны войны должны быть обеспечены благоустроенным жильем. И они это заслужили. Но есть предусмотренные законодательством рамки: жилье должно быть благоустроенным применительно к местным условиям. Что такое "применительно к местным условиям" в отношении сельского поселения? Максимум водопровод в доме. Но ведомства, которые за это отвечают, не информируют об ограничениях в законах. В итоге рост числа жалоб.

С другой стороны, сегодня интерес граждан к свои правам обостренный. Правовое сознание людей меняется, люди пытливо ищут ответы на свои вопросы в официальных источниках и готовы отстаивать свои права. И это хорошо!

Опрос: на кого жаловаться бесполезно?

Евгений Новиков,
исполнительный директор Ассоциации по защите прав и интересов собственников жилья (Бийск):

На чиновников. Даже если пишешь на них жалобу в прокуратуру, приходят отписки. Недавно моей родственнице нахамили в горздравотделе. Она написала жалобу в край об одном, ответ пришел совершенно о другом.

Лилия Толстова,
предприниматель:

На полицию. Эта структура не нацелена на то, чтобы защищать простых обывателей. Бесполезно жаловаться и на действия (или бездействие) судебных приставов – они всегда найдут какую-то лазейку в оправдание своих действий... Знаете, раньше мы всегда говорили о том, что не хватает каких-то законов, что, после того как они будут приняты, станет лучше. Законы принимают, а жить становится хуже. И на что жаловаться? На законы? Бесполезно.

Валентин Ханович,
пенсионер, член совета Союза общественных организаций Алтайского края:

Бесполезно жаловаться судьям на судей. По одному из своих дел я прошел все судебные инстанции и проиграл, при вынесении решения судьи сами поменяли закон. Обращался в квалификационную коллегию судей – там рассматривают только дисциплинарные проступки судей. Написал об этом жалобу президенту, но, боюсь, и это бесполезно.