июнь 19, 2011
С каждым днем мы, как потребители, становимся все более подкованными. Но это не мешает продавцам использовать различные уловки, чтобы продать нам что-нибудь сверх необходимого.
Корреспондент попробовал отказаться от программы дополнительного обслуживания техники в одном из магазинов и выяснил все тонкости процедуры.
Началась эта история с радостной ноты — приобретения нового ноутбука. К сожалению, на момент покупки наличности хватало не на все устройство, примерно на его треть, а необходимость была срочной. Пришлось пойти популярным сегодня путем — оформить покупку в кредит.
Ладно бы проценты и комиссии (на тот момент Высший арбитражный суд еще не признал комиссии за открытие и ведение счета заемщика незаконными)… Но оказалось, что при покупке техники в кредит в одном из магазинов Барнаула обязательным становится участие в программе дополнительного обслуживания (или сервиса, как ее называют у конкурентов). При этом неважно, берешь ты кредит на три месяца или на три года — допгарантию все равно докупать придется. Сертификат на два года обошелся мне дополнительно в 1,5 тыс. рублей.
В большинстве случаев подобные сертификаты немного расширяют условия гарантии и укорачивают сроки, оговоренные Законом "О защите прав потребителей". Например, по закону ремонт обязаны
произвести за 45 дней, для участников программы срок составляет 30 дней. Владельцу сертификата не придется платить за запасные части и диагностику — но в течение действия гарантии производителя
все это тоже бесплатно. Бракованный товар стоимостью до 5 тыс. рублей могут заменить в день обращения, по закону — в течение недели, независимо от стоимости.
Между тем, многих рисков такие программы не покрывают. Например, на уязвимые лампы для проекторов, косметические дефекты, повреждение техники из-за пыли, воды или песка, нарушение правил хранения или
самостоятельную модернизацию (актуально для компьютерной техники) условия не распространяются. При этом сертификат начинает действовать не с момента окончания установленной производителем гарантии, а
с даты продажи. То есть если изготовитель установил бы гарантийный срок в 24 месяца (а такое бывает!) участие в программе оказалось бы совершенно ненужным. Покупать такую дополнительную гарантию
имеет смысл только на очень большой срок и на очень важную технику (а это дорого).
При оформлении покупки я пыталась отказаться от участия в программе, однако продавец сообщил мне, что без сертификата технику в кредит магазин не продает. Напомню пункт 2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей": "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг)". Еще в 2008 году комиссия краевого управления Роспотребнадзора подтвердила факты навязывания дополнительного сервиса и потребовала прекратить незаконную практику.
Правда, доказать то, что услугу в конкретном случае навязывают, сложно, а действие скидки на столь необходимый ноутбук уже заканчивалось… Поэтому я пошла другим путем.
Через некоторое время после покупки я решила вернуть сертификат и получить отданные за него деньги. Согласно ст. 32 того же Закона, договор об оказании услуг может быть расторгнут в любое время в течение срока его действия — в этом случае, пока действует сертификат. Если услугами программы покупатель не воспользовался, деньги должны вернуть полностью. Если обращался в сервис, должны вернуть за вычетом издержек.
По телефону "горячей линии" мне сообщили, что обратиться по поводу возврата я могу только в тот магазин, где совершила покупку (интересно, что было бы, если он закрылся?). Возврат товара, кстати, происходит таким же образом, несмотря на то, что в Барнауле все магазины сети объединены в одно юридическое лицо.
К визиту я подготовилась, заранее составила заявление, сделала копии товарного и кассового чеков и самого сертификата. Отыскав менеджера по рекламациям (в некоторых магазинах есть целые отделы по работе с претензиями покупателей — оцените масштаб!), выяснила, что готовилась зря. Заявления принимают только на собственных бланках, а копии делают сами. Бланки, кстати, удивительны: в них нужно описать не только условия покупки и суть претензии, но и всевозможные мелочи — например, доставляли технику сотрудники магазина или ее увез сам покупатель…
Заявление у меня приняли, обещали сообщить о решении через несколько дней. Из положенных по закону десяти пришлось ждать девять.
Стоимость сертификата мне пообещали вернуть без вопросов, но только если я предоставлю в магазин справку банка о закрытии кредита или другие документы, подтверждающие мою добросовестность как заемщика. Иногда это действительно необходимо: без справки о погашении задолженности наличными могут вернуть только ту сумму, которая была внесена в кассу магазина, а то, что продавец получил от банка, он может перечислить на банковский же расчетный счет. В моем случае счет был уже закрыт (кредит выплачен), да и размер взноса в кассу превышал стоимость сертификата. Однако убедить в этом представителей магазина не удалось.
Впрочем, подобные справки в банках выдают бесплатно — правда, в некоторых офисах это чревато парой часов в очереди. А финальная часть этой истории завершилась и вовсе без проблем — деньги мне вернули. Что и требовалось доказать. Процедура заняла около двух недель.
Проблемы при возврате таких сертификатов могут возникнуть только если ими успели воспользоваться (издержки в связи с ремонтом могут быть существенными) или истек срок действия. В остальных случаях можно смело отправляться по месту покупки: договор о дополнительном обслуживании с точки зрения закона ничем не отличается от любого другого договора.