июнь 18, 2011
Андрей Зубов, доктор исторических наук, генеральный директор Центра "Церковь и Международные отношения", МГИМО, Москва, сравнил в своем докладе две России: дореволюционную и современную.
Предлагаем читателям тезисы доклада. Полную версию этого интреснейшего выступления слушайте на нашем сайте 20 июня.
Если в государстве утрачены исторические ценности, оно не стоит ничего. Все достигается за счет человека.
Германия преподала нам самый страшный урок из-за бредовой идеи расширения жизненного пространства. В результате этих войн Германия не приобрела, а потеряла часть своей территории, культурные богатства, огромную часть населения – лучших людей, молодежи, и нравственный капитал, осквернив себя холокостом. Сумев осознать все это – нынешняя Германия процветающая страна. Она почти преодолела свое прошлое. Этого нельзя сказать про нас. Достаточно выйти на улицу. Для нас все это открытый вопрос. И от того как мы сможем преодолеть свое историческое прошлое всецело зависит наше будущее. Также как в отдельной семье пока алкоголик не осознал что он алкоголик и не нашел в себе силы победить, ничего не возродится. Мы пока не осознали, насколько мы больны.
Сегодняшняя Россия напоминает мне дореволюционную Россию.
В России, начиная с Петра, осуществлялась модернизация за счет общества. Налоги были превращены в рабов. Результатом этого объявился колоссальный раскол общества на рабов и рабовладельцев, бывших рабов и бывших рабовладельцев. И потом бывшую собственность выкупали за выкуп. Этого русский мужик не забудет никогда. И первый вопрос, который поднимался в Думе – возврат земли в 1917-м году.
Общество расколола огромная пропасть, которая погубила Россию. То, что происходит сейчас у нас – те же 1 – 1,5 процента очень богатых людей, которые живут за счет всей остальной России, а остальная Россия выживает.
В условиях глубокого разделения общества демократия приводит к революции. Власть шла путем сокращения избирательных прав населения ради сохранения системы. Но есть одна разница. Столыпин осознавал, что он делает вещь очень опасную. Имея стабильную ситуацию, Столыпин надеялся быстро реформировать страну и изменить конфигурацию общества. И все его реформы были направлены на создание общества "серых помещиков" – богатых крестьян. И одновременно политика образования. Все эти вещи Столыпин делал, говоря, что ему нужны 20 лет без войны. На следующий год он был убит террористом, и через четыре года началась Первая мировая война.
Эта электоральная форма крайне опасна. Она может быть оправдана только широкомасштабными ответственными реформами.
Легитимность собственности. Крестьянство не считало собственность помещиков законным. Если бы не было бы желания иметь частную собственность – не было бы революций. Наоборот, у народа было очень сильное чувство частной собственности. В общем, в России было мощное желание передела собственности.
Собственность должна быть законной. У нас сейчас собственность незаконная. Нет легитимной собственности. Построить демократию в этих условиях невозможно. В современных США и Германии нет собственности, приносящей доход. Проблемы создания широкого слоя законных собственников – проблема №1. Сейчас идет постоянный передел собственности. И не так страшна цифра 1250 миллиона людей, не платящих налоги…
Утрата нравственного основания властью. Люди перестали уважать свое государство. Неуважение к власти постоянно растет. Люди, которые начинают читать газету "Копейка", говорили, что царь не умеет управлять. То же самое происходит сейчас. Десять лет они что-то делали. Произошла полная потеря нравственного авторитета. Сейчас резко падает авторитет православной церкви. Власть должна уметь – хотя бы, чтобы все видели – приносить себя в жертву. Когда народ понимает, что он для власти только баран для стрижки, тогда понятно, что уважение падает.
Вот результат тотального падения власти. Мы сейчас движемся в этом же направлении.
Какие у нас сейчас тенденции?
Ситуация не зеркальная. Позитивные моменты – сейчас все грамотные, молодежь живет не телевизором, а Интернетом. Сейчас общество намного более политизировано. В этом смысле мы вполне западная страна.
Негативные моменты. Сейчас у людей нет собственности, приносящей доход. Обществу не к чему аппелировать. Они хотят напиться, развлекаться. Общество перед 17-м годом не было разрушено. Было единодушие, была горизонтальная солидарность. Была социальная структура, было самоуправление. Сейчас всего этого нет вообще. Социальная структура разрушена большевиками дотла. Произошло полное уничтожение общества, как социальной структуры. И оно до сих пор не восстановилось. Обществу не на что опираться. У него нет ни собственности, ни интересов.
Самая последняя проблема – у нас нет ведущего слоя. Люди, которые сейчас управляют страной, называют себя элитой. В честь чего? Что происходит сейчас. Начиная с 18-го года, уничтожили всю элиту в виде профессуры, ученых, офицеров. Те, кого убивали или кто уехал, не дали потомства стране. Произошла невероятная деградация общества в целом, и в первую очередь ее ведущего слоя. Ведущего слоя в России нет. Они умеют только выстраивать вертикаль по приказу. Они не умеют управлять без коррупции. Они не имеют нравственных установок.
Кто сейчас полностью готов отдать себя обществу? Кто посылает своих детей на Кавказ умирать? Не элита. Однако же общество может выводиться только элитой. У нас сейчас фактически советская псевдо-элита.
В Восточной Европе было такое же общество неэлитных людей. Но была контр-элита. А у нас нет контр-элиты, она вычищена до основания. Это нас принципиально отличает от Прибалтики, Западной Украины и Молдавии.
Еще и символическая элита – памятники, именные улицы. Мы до сих пор не удосужились изменить символический ряд элиты. У нас до сих пор Ленин лежит в Мавзолее, а на улице Пражской Коммуны строят коттеджи в цветах. Символическая элита и реальная элита у нас одна и та же. И она тащит нас не вперед, а назад. И ничем не будет расплачиваться.
Мы общество более образованное, но не просвещенное пониманием того, как решить самые главные проблемы.
Мы стоим перед выбором: кто мы? Россия или совдепия?