Как живут, работают и отдыхают благополучные страны Старого Света

июнь 28, 2011

В какой-то момент я решила поехать туда, куда упадет взгляд на карте Европы. Глаза, разумеется, разбежались, и в результате получился тур по четырем странам: Финляндия — Швеция — Германия — Швейцария. Кроме туристических достопримечательностей городов, вояж позволил познакомиться и с деловым укладом жизни местного населения.

Горячие финские рыбаки

Если бы в каком-нибудь рейтинговом агентстве решили составить топ-лист стран-трудоголиков, то Финляндия, скорее всего, вошла бы в первую пятерку. Пять дней в неделю с 6.00 до 16.00 финны работают как заведенные. Кажется, даже без перекуров, хотя и с обязательным обедом. Сейчас такой график позволяет среднестатистическому жителю Суоми зарабатывать 2,5 тыс. евро в месяц. А до кризиса средний показатель был повыше — примерно на 700 евро. Поэтому на вопрос, как отразился на его жизни экономический кризис, ничем не примечательный глава финской семьи ответит примерно так: "Если до кризиса я хотел купить новую машину и новый катер, то теперь пришлось ограничиться новым катером". Катер, кстати, это не роскошь, а необходимость. Ведь Финляндию называют страной тысячи озер и поэтому в ней  три вида паркингов: для велосипедов, катеров и автомобилей.

Деловая жизнь замирает в 16.00 пятницы и до утра понедельника не проявляет себя, несмотря ни на что. Просто все либо на рыбалке, либо пьют. Это национальные виды отдыха. Или проводят время с семьей и ухаживают за своими земельными участками. И никакой контракт не отвлечет истинного финна от законного отдыха. В выходные работают только предприятия сферы услуг, а они, к слову, приносят 2/3 ВВП страны. Но и здесь клиента не будут обслуживать после окончания рабочего дня, даже если вы заявите, что хотите оставить много денег или "требуете продолжения банкета".

Недавно в Финляндии проводился опрос, в рамках которого выясняли мечты населения. Так вот, главная мечта финна — жить у озера и без соседей. Это как нельзя лучше характеризует нацию: люди очень любят природу и уединение. Здесь невозможно заскочить к соседу за солью или просто зайти только потому, что оказался рядом. В Финляндии принято договариваться о визите загодя. Этак за недельку.

Финны скупы на эмоции и не слишком реактивны. Именно поэтому выражение "горячие финские парни" употребляется у нас обычно в переносном смысле. Однако есть в их жизни периоды, когда выражение подходит совершенно точно и напрямую. Как уже говорилось выше, один из национальных видов релакса в Финляндии — алкоголь. Но он в стране очень дорог. Поэтому финны массово садятся в пятницу на паром и отправляются в алкорейс до Стокгольма и обратно. И в эти сутки паром дрожит.

Что касается другого массового вида отдыха — рыбалки, то в Финляндии каждый пятачок у воды отлично для этого приспособлен. Причал, кемпинг, катер, инструктор и снасти напрокат — все к услугам рыбака. Местные покупают лицензию и рыбачат дикарями, а туристы охотно выкладывают по 60 евро за день совершенного рыбацкого счастья. Кстати, рыболовные туры очень популярны у российских туристов, поэтому каждый второй сотрудник рыболовного сервиса говорит по-русски. Стоимость трех- четырехдневного тура для россиян — порядка 300 евро.

Финляндия, как известно, родина мифических существ — муми-троллей. Сказка, написанная Туве Янсон, стала этакой брэнд-платформой для страны, и теперь смешные существа приносят финнам неплохие деньги. Так, тематический парк "Страна муми-троллей" входит в десятку самых посещаемых мест страны. Вход в парк стоит 22 евро. Говорят, что средний чек в парке составляет порядка 140 евро. А еще тему развивают интернет-магазины, сувенирные лавки, текстильные производства и многие другие отрасли. И куда бы вы, скажем, в Хельсинки ни посмотрели, вам улыбнется и призывно помашет финским флагом муми-тролль.

Страна непуганых лосей

В рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик, составленном Всемирным экономическим форумом, Швеция занимает второе место, уступая только Швейцарии. На такую позицию третью по величине страну в Западной Европе вывели 9 млн. человек — таково население страны. Оценивая положение в рейтинге и окунаясь в жизнь шведского королевства, можно только прослезиться: ведь, кажется, именно к этой модели некогда стремились и мы.

"Капитализм с человеческим лицом" — это здесь, в Швеции. Да, налоги тут крайне высоки — доходят до 60%. Именно поэтому идеолог и владелец IKEA живет в Швейцарии. И зарплата не такая уж огромная — порядка 4 тыс. евро. Но! 98% медицинских учреждений — это государственный сектор, и обслуживание здесь бесплатное. Та же ситуация с образованием. Причем доставка до места обучения и обратно для школьников также не стоит ни кроны.

Швеция считается самой экологически благополучной страной мира. И рассказы на тему питьевой воды в озере Мэларен, на котором стоит Стокгольм, не кажутся выдумками. Путешествуя по природным местам, здесь можно увидеть совершенно чудесные вещи. Например, виадуки для животных. Причем с полной имитацией естественной среды, дабы у зверья не было стресса от погружения в урбанистический мир при переходе дороги. А еще есть подземные переходы. Вы не поверите — для жаб и змей! Кстати, у северной соседки, Финляндии, тоже есть такие приспособления. И в обеих странах, где лесами заняты большие части территорий, совершенно непуганые косули и лоси — символы Швеции. Пасутся себе в пригороде Стокгольма или Хельсинки. И никто в них камнями не швыряет.

Как и во многих других европейских странах, в Швеции очень популярен велосипед. Местные жители говорят, что члены королевской семьи порой даже ездят на работу во дворец на велосипедах. И почему-то этому веришь. На двух колесах перемещаются все. И солидный обладатель костюма от Armani здесь в полном комфорте паркует велик рядом с "конем" школьника. Причем как у того, так и у другого велосипед может быть совершенно убитый.

Наиболее престижные жилые кварталы шведской столицы — это "лачуги" XVIII века. Выглядят они с туристической точки зрения привлекательно, но жить там проблематично. Такие дома — официальные памятники архитектуры, и, чтобы вбить в квартире гвоздь, необходимо получать разрешение у специальной комиссии. А если не получил — штраф при случае неминуем. Шведы закон чтут, поэтому мучаются, но согласовывают. И все ради престижа.

Швеция — родина Карлсона. Но если мы его обожаем, то для шведов он — олицетворение зла: шалопай, хулиган, неуч и нарушитель всех мыслимых норм и правил. Поэтому найти в продаже сувенирного Карлсона невозможно. Зато повсюду есть викинги. В центре Стокгольма — огромное поле, где в давние времена собирались парни в рогатых шлемах и голосованием принимали судьбоносные решения. Сейчас, несмотря на огромную стоимость земли, на которой в честь викингов высятся три каменных кулака, поле принципиально не продается под застройку, а чтится как исторический памятник.

Кошелек мира

Швейцарию можно проехать на автомобиле за три часа. Эта страна полностью лишена полезных ископаемых, она в 10 раз меньше Швеции, и 70% ее территории занимают горы. Но! По статистике, в одной только Женеве живет 1600 миллионеров. Правда, примерно столько же там и безработных. 38% населения страны — иностранцы, и здесь четыре государственных языка. Отсюда смешение диалектов, вероисповеданий и культур, которые находятся в полной гармонии.

Жители Швейцарии производят впечатления очень спокойных и жизнерадостных людей. Собственно, чего ж не радоваться? В их стране, называемой "кошельком мира", которая едва ли не вся находится под охраной ЮНЕСКО, есть сразу три города:  Цюрих, Женева и Берн, что входят в топ-10 самых комфортных и благополучных. И швейцарцы умеют это ценить. На городских газонах малыши бегают босиком, на каждом столбе ящичек вроде почтового с бесплатными пакетами для последствий собачьих прогулок. Конкурс на самое лучшее оформление балкона, который проводится в швейцарских городах, считается одним из самых престижных.

Отмеченные швейцарские города — еще и в рейтинге самых дорогих в мире. Да и сама страна в тройке лидеров (после Норвегии и Исландии). Но зарплата здесь соответствующая: примерно вдвое выше, чем в среднем по Европе. При этом налоги в стране в полтора раза ниже, чем у соседей. У среднестатистических швейцарцев микроскопические, по их меркам, квартиры — 44 кв. метра. Это "однушка" или студия. Недвижимость тут очень дорогая, цена доходит до 80 тыс. франков за квадрат. Не лучше дела обстоят и с арендой: снять мансарду, скажем, в Цюрихе обойдется минимум в 600 франков в месяц.

Швейцарцы точно знают, что живут в лучшей стране мира. При этом говорят так: "Если ты хочешь кататься как сыр в масле, то сначала должен произвести эти сыр и масло. Причем сделать это лучше всех в мире". Собственно, у них получается. И преимущественно силами малых и средних предприятий. Чего только стоят 800 часовых фабрик страны, поставляющих на мировой рынок 150 млн. часов в год! Или завод Victorinox, входящий в пятерку крупнейших экспортеров мира, — здесь трудится всего 950 человек, но они выпускают 770 тыс. ножей в год. Ножей, равных которым еще не придумали. Но, конечно, основной доход стране приносят деньги. По числу банков на жителя здесь уникальные показатели. Например, в городке с населением 25 тыс. человек находится почти 300 банков.

Вечный Oktoberfest

С Германией состоялось весьма короткое знакомство. Однако была возможность сравнить западную и восточную части страны. Так, Дрезден — яркий представитель наследия советской зоны влияния после ВОВ. Здесь все еще есть дачи — участки выдавались жителям пусть и не в шесть соток, но тем не менее. Выглядят они страшненько, почти как у нас в обычной деревне. Видно, что немцы немного времени посвящают этим участкам, однако и продавать почему-то не стремятся, несмотря на высокие налоги. Говорят, таких "послевоенных" дач больше нет нигде в Европе.

Есть мнение, что до сих пор в Германии западная экономика "тянет" восточную. И на востоке средняя зарплата меньше, чем на западе. На взгляд туриста, есть лишь минимальные отличия. Например, на востоке немного ниже цены. Но дороги здесь почему-то лучше. А вот если в Мюнхене, столице Баварии, свернуть в нетуристические закоулки, то есть полное ощущение барнаульских "проспектов". Вместе с тем Мюнхен, входящий в десятку самых благополучных городов мира, великолепен и раскрепощен. Особенно с обеда пятницы и до утра воскресенья. Кажется, здесь в уикенд хронический Oktoberfest (пивной фестиваль, ежегодно проводящийся в Мюнхене. — Прим. "ВД"). В кафе, пивных и просто на балконах своих квартир мюнхенцы вливают в себя литры пива отличного качества и сотен сортов, закусывая традиционными колбасками. Пиво, хотя и считается национальным напитком, стоит совершенно недемократично — до 4,5 евро за пол-литровую кружку.

Говоря о порядке как о национальной идее, нельзя не отметить ее неоднозначность. Так, хорошим тоном в Германии является стукачество. Если кому-то на дороге показалось, что ты едешь со скоростью выше положенной — долг чести позвонить в полицию и сообщить. В течение получаса нарушителя остановят и вкатят штраф. Например, за превышение в 10 км — 145 евро. Но если информатор настучал неправильно, штраф по тарифной сетке будет платить он — за ложную тревогу. Та же ситуация с нарушением самого страшного закона — "закона о тишине". Верхняя планка штрафа — 10 тыс. евро. Поэтому находится немного желающих включить душ или кофемолку в неурочный час. Обычно ordnung нарушают русские и турки. Последних, к слову, в Германии очень много, и сейчас "Шаверм" и "Кебабов" в Баварии примерно столько же, сколько пивных баров.

По статистике, 50% покупок в Германии совершают люди старше 50 лет. Этим обусловлена рекламная политика. "Прежде чем отправиться в мир иной, познакомьтесь с этим!" — как вам такой призыв турагентства? Однако если ставка бизнеса — на зрелых людей, то государство уделяет больше внимания детям и их родителям. В Германии на 1 тыс. человек приходится девять новорожденных (в России — 12,5). И для поощрения рождаемости работают социальные программы, статус родителя очень высок. Так, День матери и День отца действительно национальные праздники, а не номинальные, как в России.

Справка

2500 евро в сутки стоит самый дорогой номер в отеле на швейцарской Ривьере (в городе Монтре).

Как распределяются расходы жителя Швейцарии:

22% - страхование
18% - коммунальные услуги
14% - путешествия, вклады, прочее
13% - налоги
12,5% - досуг
9% - транспорт, связь
8,5% - продукты питания
3% - одежда, игрушки.