Как выпускники обходят строгости ЕГЭ

июль 1, 2011

"Мы позволили выложить всем желающим ребятам свои работы, для того чтобы наглядно показать – на ЕГЭ списывают. Все. Много. Это не разовые случаи. Налицо факты звонков репетиторам, преподавателям, родителям. Мы смогли сконцентрировать это и явным образом проявить", – написал в открытом письме Слава Борисов, создатель и куратор группы "САМОподготовка к ЕГЭ" социальной сети "ВКонтакте".

В 2011 году Единый государственный экзамен отметил свое десятилетие. И, пожалуй, впервые за эти годы его неподкупность была серьезно поставлена под сомнение.

Звонок другу

В начале "нулевых" идеологи ЕГЭ утверждали: новая форма сдачи экзамена способна уничтожить коррупцию в образовании и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников. Казалось бы, для этого созданы все условия: экзамен выпускники сдают в чужой школе, в аудитории за ними следят преподаватели и общественные наблюдатели, а конверты с заданиями привозят незадолго до начала в запечатанном виде. Найти лазейку казалось маловероятным.

Однако в прошлом году такие факты вдруг вскрылись, причем массово: учителя Ростовской и Саратовской областей, Республики Татарстан и Пермского края решали тесты за выпускников прямо во время экзамена. Поступали на "горячую линию" ЕГЭ-2010 года и анонимные сообщения о том, что хороший результат в некоторых регионах можно получить за деньги (от 100 до 150 тысяч рублей).

В этом году фактов, тянущих на уголовные дела, пока немного. Генпрокуратура обнародовала информацию о сотруднице Института оценки качества образования Тувы, пытавшейся помочь сдать ЕГЭ дочери одного из республиканских министров. Чиновница образования скопировала и правильно заполнила КИМы своей протеже, а после подменила ими чистые бланки, которые сдала девочка.

Не меньше шума наделали студенты МФТИ, пытавшиеся сдавать ЕГЭ вместо выпускников одной из московских школ.

Но настоящую популярность к юбилею ЕГЭ завоевали списывание по телефону (школьник отправляет задание доверенному "эксперту" и получает SMS с готовым ответом – проверка по такому факту недавно началась в Хабаровске) и обмен результатами заданий (выпускники Дальнего Востока и Сибири выкладывали в Сеть фотографии решенных КИМов). Известно, что только "ВКонтакте" появилось 300 вариантов, сфотографированных на телефон.

Отличились

В числе регионов-нарушителей, по данным Рособрнадзора, в этом году фигурирует Алтайский край. У нас официально зарегистрировано четыре нарушения.

– Четверо выпускников, несмотря на запрет, во время сдачи экзамена пользовались мобильным телефоном (в этом году сотовые запретили даже проносить в аудиторию. – Авт.), – комментирует Людмила Рылова, главный специалист Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края. – Об одном случае нам стало известно из письма Рособрнадзора: специалисты ведомства установили, что в числе КИМов, опубликованных в Интернете, был бланк выпускника из Барнаула. При проведении служебного расследования факт не удалось доказать. Так что сейчас, пока прокуратура и ГУВД ведут расследование по административным правонарушениям, ребенку разрешили пересдать экзамен. Еще у троих во время экзамена были изъяты телефоны. Результаты этих выпускников отменили без права пересдачи.

Шпионские страсти

В среде выпускников, в свою очередь, каждый год гуляют слухи о том, что кто-то где-то "купил" экзамен, используя связи в районном комитете по образованию или напрямую в региональном центре обработки информации. Таким образом, якобы можно сдать  обязательные предметы (русский язык и математику) и получить 60–65 баллов (более высокие баллы тщательно проверяются), заплатив в среднем 45–55 тыс. руб.

– Откровенно говоря, теоретически взяточничество такого рода возможно. Что поделаешь – человеческий фактор, – делится своим мнением Виктор Мусько, заведующий отделением довузовской подготовки АлтГТУ. – Однако я бы не стал распускать слухи о центре обработки информации хотя бы потому, что при создании этой структуры очень серьезное внимание уделялось кадровому составу. Не думаю, что здравомыслящий человек, имеющий к тому же достойную зарплату, станет рисковать, участвуя в незаконных схемах. 

Виктор Зырянов,
учитель истории и обществознания Шипуновской средней школы, лауреат Титовской премии 2011 года:

Дети проносят с собой мобильные – это факт. Известны случаи, когда ребенок взял на экзамен три сотовых телефона с доступом в Интернет: у него один отбирали, он доставал другой. Представляете? Это очень неприятно. Наверное, для того чтобы пресечь эту распространенную лазейку, необходимо в центрах сдачи устанавливать глушители сигналов. Просто запрещать приносить телефон, как показала практика этого года, бессмысленно.  

Причина нарушений, на мой взгляд, в первую очередь кроется в погоне за высокими баллами, это и заставляет некоторых переступать моральный порог. Причем если в деревне исключены наиболее наглые нарушения (как, например, со студентами МФТИ в Москве), так как мы все друг друга знаем, то у городских жителей гораздо больший простор.  

Вообще, по своей задумке ЕГЭ – хорошее дело. Традиционные формы сдачи экзаменов были куда больше коррумпированы – там-то как раз на школьном уровне можно было делать все, что угодно, поэтому я не ратую за возвращение к прошлому.

Ловчить пытались всегда

Николай Юртаев,
сотрудник регионального центра обработки информации (2003–2009 гг.):

Все нарушения, которые сегодня широко муссируются в СМИ, имели место с самого начала проведения ЕГЭ. Разница лишь в том, что сейчас реакция на них со стороны федерального центра более жесткая, и, по-моему, излишне.

Для того чтобы это понять, следует обратиться к истокам: зачем было организовано ЕГЭ? Во-первых, для итоговой аттестации, т. е. для получения аттестата о среднем образовании. Во-вторых, для упрощения процедуры вступительных экзаменов.

Однако с годами накал, характерный для вступительных испытаний в вуз, перешел в школу, организаторы своей строгостью и запретами до такой степени нагнетают стресс, что вызывают у некоторых детей закономерное желание противодействовать системе. Фотографирование
КИМов, телефоны и пр. – это всего лишь протестное явление.

Родители, конечно, готовы идти на нарушения, чтобы обеспечить успех своим чадам.

А с педагогами ситуацию нужно разделять. Например, учитель, пытающийся помочь своим ученикам, действует так, скорее всего, потому, что результаты ЕГЭ влияют на его позиции в школе (от ЕГЭ зависят оценка его профессионализма, размер надбавки и пр.). Учителя же, помогающие "чужим" детям, видимо, пытаются подзаработать.

Что касается слухов о подкупе сотрудников РЦОИ, как человек, знающий эту структуру изнутри, скажу, что в Алтайском крае подлог результатов едва ли возможен – настолько все технологизировано.