июль 8, 2011
Впервые я услышал эту историю на первом курсе истфака. Тогда я увлекался фэнтези, поэтому меня захватила именно фэнтезийная затравка. Шуточное ли дело, такой шикарный сюжет о драконе и волшебном мече, достойный пера великих фантастов, и где! В старинном русском житии. В истории про святых. Совершенно готическая вещь, выбивающаяся из православного русского контекста.
Андрей Никитин
Олег Богданов
Только представьте себе, дьявол посылает дракона к жене муромского князя Павла, чтобы этот прислужник врага рода человеческого склонил законную супругу правителя Мурома к сожительству. Змей оборотился князем и спустился в покои княгини. Но последняя не захотела блудить и рассказала обо всем мужу.
Князь попросил жену выведать у адской рептилии, как можно убить этого горыныча. Оказалось, что смерть змея не в яйце, а на конце волшебного Агрикова меча (он же – меч-кладенец, меч-колдунец, меч, принадлежавший Агрику – сыну легендарного царя Ирода). А убить дракона этим мечом сможет только младший брат Павла – Петр.
Петр пошел в церковь помолиться, а там явился ему отрок, который показал, где спрятан меч: в расщелине в стене храма.
Петр взял меч, пошел передать оружие брату. Поговорил с братом. Пришел в терем к жене брата. А там снова Павел. Вернулся к брату, а брат и не уходил. Понял Петр, что у княгини сидит змей. Вернулся обратно в терем княгини с Агриковым мечом и зарубил змея. Но дракон, издыхая, обрызгал Петра своей адской кровью, от этого молодой князь покрылся струпьями и сильно разболелся…
Вот этот сюжет тогда, в начале 90-х, очень поразил меня, как совершенно необычный для русских историй. Остальные события в (да-да, это начало истории тех самых святых, чей день мы вспоминаем 8 июля по новому стилю) я пропустил мимо ушей. И еще подумал тогда, ну почему никто из современных фантастов не ухватился за эту прекрасную сказку.
А ведь в продолжении этой повести-жития оказалось еще так много всевозможный сюжетов.
Тут и чудесное исцеление. И небывалая любовная история князя Петра и простолюдинки Февронии. И попытка их разлучить. И отречение князя от престола. И скитания в изгнании. И счастливое возвращение на княжение. И смерть в один час в разных обителях постригшихся в монахи Петра и Февронии.
И вся эта сага достойна большого романа, а каждый поворот истории святых Петра и Февронии также достойны отельной книги: и фэнтези, и приключенческой, и любовного романа, и социальной драмы, и религиозная история и даже нормальной такой пьесы в духе Шекспира.
Какой это могучий сюжетный кладезь – наши старинные русские сказания.
С праздником, с Днем любви, семьи и верности!