июль 12, 2011
К 15 июля в крае будет создан институт инвестиционных уполномоченных. Такое требование содержится в постановлении № 322, которым утвержден план мероприятий по реализации программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае на 2011–2016 годы". Также, согласно документу, к концу года будут разработаны и утверждены инвестиционная стратегия региона и электронная карта ключевых проектов с ее размещением в Интернете. Однако программа имеет и существенный недостаток — ей не хватает прозрачности и общественного контроля.
Модернизация инвестиционных процессов в регионах идет крайне медленно. Она началась с подачи президента страны Дмитрия Медведева, который неоднократно поднимал эту тему (первый раз — в тезисах про четыре "И"). Выступая в марте этого года в Магнитогорске, он еще раз заявил о том, что инвестиционный климат в стране "не самый лучший" и требует кардинальных изменений. Также в Магнитогорске президент объявил о создании в федеральных округах института инвестиционных уполномоченных. В СФО эту должность занял заместитель полпреда Владимир Псарев.
В свою очередь министр экономического развития Эльвира Набиуллина потребовала от регионов оперативного пересмотра инвестиционных стратегий и планов. При этом Минэкономразвития рекомендовало региональным властям изучить и принять за основу "Модельную программу по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте РФ", подготовленную общественной организацией "Деловая Россия" ("ДР"). В начале апреля губернатор Алтайского края Александр Карлин и президент "ДР" Александр Галушка подписали соглашение о сотрудничестве. Они, в частности, договорились совместно поработать над созданием и реализацией новой региональной программы по улучшению инвестиционного климата. По данным Алтайкрайстата, по итогам I квартала этого года объем инвестиций в основной капитал составил в крае 4,3 млрд. рублей, что практически совпадает с уровнем прошлого года.
По данным редакции газеты "Ваше дело", текст программы готовился исключительно в кабинетах Главного управления экономики и инвестиций (ГУЭИ) — никаких консультаций с "ДР" не проводилось. При этом постановление № 322 было принято еще в середине июня, но оно до сих пор не размещено на официальном сайте администрации края. И только 5 июля неприметно было опубликовано в "Алтайской правде".
Сравнительный анализ двух программ показывает, что в региональном варианте многие инициативы "ДР" учтены и даже конкретизированы. Из ключевых пунктов следует выделить "разработку и утверждение инвестиционной стратегии региона" (к 30 ноября этого года). Большое значение имеет создание регионального инвестиционного фонда (к 1 сентября) и залогового фонда (к 1 ноября). Также к концу года должны быть созданы электронная карта основных инвестпроектов края с указанием этапов их реализации и электронный банк инвестиционных паспортов муниципальных районов и округов. Они будут размещены в Интернете.
Существенному обновлению подвергнутся документы, регламентирующие инвестиционную деятельность. Так, к 1 сентября должен быть проведен аудит всех административных регламентов, влияющих на скорость принятия и прохождения инвестпроектов. К 1 октября появятся новые регламенты — "получение разрешения на строительство", "предоставление земельных участков для строительства", "рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". К 15 декабря должны быть утверждены типовые правила присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения. Более того, 1 октября должен быть утвержден и регламент взаимодействия администрации Алтайского края и органов исполнительной власти края с инвесторами. Не исключено, что в нем появится пресловутый пункт о номерах мобильных телефонов, по которым инвесторы вправе дозвониться до Карлина, Щетинина и т. д.
Некоторые расхождения в программах тоже имеются. Например, Минэкономразвития рекомендует создать специальное агентство по привлечению инвестиций. В крае, однако, создано КАУ "Алтайский центр государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций", его учредителем выступило ГУЭИ. "Деловая Россия" предлагает создать совет по улучшению инвестиционного климата и взаимодействия с инвесторами. Но в краевой программе об этом ничего не говорится. Не исключено, что в этот орган будет трансформирована краевая инвестиционная комиссия. Пункт о внесении изменений в ее положение имеется.
И, наконец, к 15 июля должен быть создан и утвержден список уполномоченных по инвестициям. Это похоже на исключительное новшество Алтайского края. "Работа инвестиционных уполномоченных будет связана с решением ряда задач. Это участие в определении приоритетных направлений инвестиционного развития, формирование среднесрочного плана привлечения инвестиций в развитие отрасли муниципального района и городского округа, содействие инициаторам и инвесторам проектов в получении всех согласований и разрешительных документов, содействие в обеспечении господдержки инвестиционных и инновационных проектов и т. д.", — комментируют в ГУЭИ. Органам местного самоуправления также рекомендовано назначить инвестиционных уполномоченных с возложением на них аналогичных функций. Поскольку попадание общественников на должность уполномоченных не предусмотрено распоряжением № 219, напрашивается вывод, что этой работой займутся чиновники, которые сами же себя проконтролируют.
Эксперты "ВД", ознакомившиеся с планом мероприятий, также указывают на отсутствие разумного общественного контроля. По мнению Павла Тулина, председателя совета Общественной палаты Алтайского края, сегодня создано множество подобных советов при различных комитетах администрации края. "Зачастую практика показывает низкую эффективность их работы. Более того, создание только контролирующего общественного совета по вопросу инвестиций также неэффективно. Необходимо привлекать общественников на стадии принятия решений по инвестиционным проектам в крае", — говорит г-н Тулин.
Постановление № 322 вообще не предусматривает организацию общественного контроля. Гораздо эффективнее, по словам Павла Тулина, с точки зрения использования инвестиций и контроля за их освоением создание коллегиального органа в составе губернатора, чиновников профильных ведомств и представителей общественности от лица предпринимателей, которые доказали свою бизнес-состоятельность.
Эдуард Черченко, исполнительный директор регионального отделения "ДР", говорит, что разработанному документу в целом можно поставить "четверку с минусом". "Согласно модельной программе все должно начинаться с инвестиционной декларации. Первые лица края должны что-то сначала сказать потенциальным инвесторам, но декларации в программе не предусмотрено. Да, есть разработка стратегии, но это все-таки некий план действий. И еще меня удивил длительный срок подготовки стратегии — до 30 ноября. Почему так долго?" — недоумевает г-н Черченко.
"У меня нормальное впечатление от документа, — говорит профессор Владимир Бородин, директор Института проблем промышленного развития. — Ряд мер направлен на интенсификацию инвестиционных процессов. Не все они однозначны. Но они укладываются в русло политики администрации края. Посмотрим, как будут работать новые институты".
Особое внимание в плане уделяется формированию и развитию кластеров в Алтайском крае. Это конек рассуждений вице-губернатора Михаила Щетинина. В документе сказано, что кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий был создан в регионе в июне этого года. В следующем году в крае появится Центр коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием. А в 2013 году — запуск сборочного производства современных колесных и гусеничных тракторов и комбайнов в рамках кластера аграрного машиностроения. Создано и КАУ "Алтайский центр кластерного развития". Его директором назначен Александр Кондыков.