Что сдерживает развитие сыроделия в России

июль 13, 2011

В молочной отрасли страны назревает очередной кризис избытка продукции. Острее всего его ощущают сыроделы. На складах предприятий скопилось большое количество невостребованного сыра: только в Алтайском крае — более 7 тыс. тонн сыра. По словам местных переработчиков, виной всему более дешевая импортная молочная продукция, которая в больших объемах поступают в нашу страну. Татьяна Рыбалова, руководитель информационно-аналитического центра общероссийского объединения "Союзмолоко", так не считает. О перспективах развития отечественного сыроделия она рассказала в интервью газете "Ваше дело".

"Праздник сыра" в Барнауле, 2010 год.
Анна Зайкова

— Татьяна Ивановна, как бы вы могли охарактеризовать ситуацию, которая сейчас сложилась на молочном рынке России, и в частности, в сыроделии?

— Россия — одна из немногих стран, где отмечено высокое потребление цельномолочной продукции. На выработку этих продуктов расходуется порядка 60% сырья, поэтому рыночная ситуация во многом зависит от процессов в этом сегменте. В настоящее время производство "цельномолочки" падает из-за снижения спроса, вызванного высокими ценами на готовую продукцию. Цены на сырье на рынке достаточно подвижны, а вот цены на готовую продукцию редко снижаются. Для них более характерен поступательный рост. Даже сейчас, когда цена на сырье заметно снизилась, конечная стоимость молока и молочной продукции продолжает медленно расти. Падение спроса на цельномолочную продукцию ведет к снижению цен на сырье.

Что касается сыроделия, то в этом сегменте ситуацию определяют массированные поставки импортной продукции, которая сопоставима по ценам, а зачастую дешевле отечественной. В сетевых московских магазинах все чаще во время промо-акций импортные сыры предлагают по ценам, близким к себестоимости отечественных сыров.

— А кроме импорта, какие проблемы отечественного сыроделия вы можете назвать?

— Импорт — далеко не единственная и не самая главная наша проблема, можно даже сказать, что это следствие других проблем. Главная проблема — низкая производительность труда и высокая себестоимость. Чтобы произвести качественные сыры, должно быть качественное сырье. У нас в стране практически все молоко высшего сорта направляется на выработку цельномолочной продукции с высокой добавленной стоимостью: йогурты, десерты, различные функциональные продукты. Сыроделам достается в основном молоко, не отвечающее необходимым требованиям, отсюда проблемы с качеством.

Не стоит забывать, что молоко высшего сорта дорого для сыроделов, ведь даже сыры из молока первого сорта имеют высокую себестоимость. Кстати, в США индикативная цена на молоко, закупаемое на выработку сыров, самая низкая, а на цельномолочную продукцию — самая высокая.

Кроме того, медленно идет модернизация отрасли. Свыше 70% используемых мощностей не отвечают современным требованиям, а денег на обновление производственных фондов у сыроделов нет. И, наконец, третья важная проблема отрасли — продвижение товара на рынке и его логистика. Иностранные поставщики предоставляют компаниям-дистрибьюторам определенные средства для маркетинговых мероприятий, чего российские сыроделы сделать не могут. Поэтому с уверенностью можно сказать, что общая ситуация складывается из множества фрагментов и почти все они пока не в пользу отечественных сыроделов.

— В настоящий момент у переработчиков Алтайского края сложилась серьезная проблема затоваренности. На складах лежит более 7 тыс. тонн сыра, 1,3 тыс. тонн сливочного масла, более 2 тыс. тонн сухого молока. Как бы вы могли это объяснить?

— Как я уже отмечала, здесь действует целый комплекс причин, которые ведут к высокой себестоимости продукции. У алтайских производителей, помимо прочего, есть еще одна проблема — территориальная отдаленность. Для решения проблем логистики необходимо объединить усилия производителей. Но как показывает время, этого не происходит из-за конкуренции между ними. Все ждут, что кто-то один найдет выход, а действовать надо сообща.

— Есть мнение, что виной всему жадность переработчиков, которые зимой продавали свою продукцию по завышенной цене, а сейчас просто не хотят ее снижать.

— Цель бизнеса — получать прибыль, чем выше она, тем эффективнее бизнес. Что касается современной ситуации, то о жадности речь не идет, хорошо бы свести концы с концами.

— Проблема излишек стоит только в Алтайском крае?

— В настоящее время — да. Дело в том, что регионы Центрального округа и Поволжья вынуждены были снижать объемы производства из-за нехватки сырья, что стало следствием прошлогодней аномальной жары. В Алтайском крае объемы производства молока росли. За последний год выработка натуральных сыров в вашем регионе выросла на 30%. В результате образовались складские излишки. У некоторых сыроделов в других субъектах есть сверхнормативные запасы, но они меньше, чем на Алтае.

— Рынки европейской части страны считаются самыми перспективными. А там вообще знают алтайский сыр?

— Сегодня алтайские сыры в Москве и Санкт-Петербурге представлены не в полной мере. Я считаю, вашим производителям необходимо создавать общий брэнд, которым бы награждали лучшие сыры. Продавать их в европейской части страны нужно именно под этой маркой. Чтобы потребитель знал, что за этой маркой стоит алтайское качество. К сожалению, пока Алтай отстает по этим параметрам, потому что слабо развита сырьевая база. Но когда производство молока в регионе станет более развитым, сюда придут другие игроки. Они будут строить заводы и продвигать свою продукцию. Поэтому вашим переработчикам уже сейчас надо торопиться.

— Но вы же понимаете, что для крупномасштабной модернизации отрасли средств и ресурсов переработчиков будет недостаточно. Нужна государственная поддержка…

— Я согласна. Если говорить о сегодняшнем уровне господдержки отрасли, то я бы назвала ее недостаточной, непродуманной и фрагментной. К сожалению, государство только задумывается о создании цельной системы мер на длительный период.

— Вы имеете в виду программу поддержки маслоделия и сыроделия, которая была принята в конце прошлого года?

— Эта программа действительно может дать импульс развитию отрасли. Но, к сожалению, вопрос ее финансирования до сих пор не решен.

— В конце мая Минсельхоз России договорился с Белоруссией об ограничении поставок сухого молока и сыворотки. Эта мера поддержки даст результат?

— Реализация договоренностей идет сложно, но уже имеет положительное влияние на рынок. По крайней мере, в европейской части России цена на сырое молоко прекратила падать. Наше объединение постоянно держит под контролем вопрос соблюдения договоренностей. Несмотря на это, Белоруссия временами идет на нарушения. Я считаю, это связано с финансовым кризисом. Республиканские предприятия, которые находятся в государственной собственности, в условиях недостатка валюты в стране стараются пополнить госбюджет. На наш взгляд, одним из методов борьбы с нарушениями может стать организация торговли молочной продукцией через биржу и определенные компании. Белорусская сторона всеми способами оттягивает решение этого вопроса.

— Еще одна мера поддержки — заградительные пошлины на молочную продукцию. В прошлом месяце на федеральном уровне обсуждалась возможность их введения. Время идет, но решение так и не принято. 

— "Союзмолоко" прилагает все усилия для повышения пошлин, но это непросто. Министерство экономического развития приводит свои доводы, ссылаясь на необходимость сдерживания инфляции в стране. Кроме того, в условиях Таможенного союза нам приходится договариваться с Белоруссией и Казахстаном и принимать во внимание пожелания этих стран. Несмотря на все трудности, мы надеемся, что в ближайшее время пошлины все-таки будут повышены. Но, увы, пошлины — это скорая помощь, которая медленно едет и не гарантирует жизни пациенту.

— В прошлом году впервые были сделаны попытки саморегулирования молочного рынка, было подписано соглашение между переработчиками и производителями молока. Почему в этом году никто не вспоминает про этот документ?

— Вопрос не совсем корректный, это были не "попытки". В отсутствие материальной поддержки государством производителей и переработчиков молока регулировать цены путем соглашений очень сложно, поэтому рынок начинает саморегулироваться. О соглашениях не вспоминают, потому что современная ситуация не столь остра, как была в то время. На сегодня цена молока по большей степени адекватна, хотя обеим сторонам хотелось бы ее изменить, одним в сторону повышения, а другим — понижения. Таков бизнес, ничего личного.

Специальный вопрос

— Татьяна Ивановна, почему стоимость белорусских сыров гораздо ниже российских? Дешевизна — это их главное конкурентное преимущество?

— Белоруссия — это страна с плановой экономикой, в которой возможно перераспределение денежных потоков между отраслями. Все понимают: цена молока там во многом зависит от решения президента. Не будем забывать, что модернизация молочного производства у них шла за счет промышленных предприятий. Отсталые колхозы и совхозы просто были отданы крупным переработчикам. Все это происходило за счет государства. Белоруссия произвела модернизацию и в сыродельной промышленности, причем и сейчас продолжает ее очень активно. Что касается качества, то у белорусских сыров оно различно. Здесь единой картины нет, но большая часть белорусских сыров качественнее российских. В 2010 году в этой республике в шесть раз выросло производство молока экстра-класса. Вот и весь секрет. 

Блиц-опрос

— Ваш любимый сыр?

— "Рокфор Сосьете".

— Кефир или молоко?

— Предпочитаю молоко 0,5% жирности, произведенное на российских заводах компании Parmalat.

— Нужна ли молоку социальная реклама?

— Безусловно. Ряд мероприятий по пропаганде потребления молока "Союзмолоко" уже запустило. Эффект небольшой, но проводить ее надо, иначе подрастающее поколение полностью перейдет на Pepsi и Coca-Cola.

— Самый запоминающийся молочный брэнд?

— "Простоквашино" и Danone.   

Справка

Татьяна Ивановна Рыбалова окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и долгое время работала в этом учебном заведении. В перестройку училась в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. После окончания вуза стала  работать руководителем службы маркетинга в концерне "Нефтяной", а в 1997 году перешла в молочную отрасль. Сначала занимала должность главного экономиста-маркетолога на "Черкизовском молочном комбинате", затем стала ведущим экспертом в Институте конъюнктуры аграрного рынка. В настоящее время руководит информационно-аналитическим центром объединения "Союзмолоко".