июль 26, 2011
Уже на этой неделе полисы ОСАГО заметно подорожают. Это произойдет после вступления в силу постановления правительства, предусматривающего изменение коэффициентов для отдельных территорий и категорий автомобилистов. Больше всего от нововведений пострадают молодые и неопытные водители, а также автовладельцы из Барнаула, для которых коэффициент вырос почти на треть. Зато выиграют страховщики, которые смогут покрыть убытки от растущей аварийности.
Полисы ОСАГО подорожают.
Михаил Хаустов
Принятие новых коэффициентов стало некоторой неожиданностью даже для самих страховщиков. Вообще-то, документ с новыми ставками лежал в кабинетах правительства с начала года — оставалось лишь поставить подпись. Но мало кто верил, что власти увеличат нагрузку на кошельки автомобилистов в предвыборный год. Однако 20 июля в "Российской газете" появилось постановление правительства с новыми коэффициентами. В силу оно вступит через неделю после публикации, то есть уже 27 июля полисы будут продаваться по новым тарифам. Коэффициенты применяются к базовому тарифу ОСАГО (он составляет 1980 рублей) и предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам.
Отметим, что еще несколько месяцев назад предполагалось, что для алтайских автомобилистов изменение коэффициентов будет незначительным. Причина — сохранявшаяся рентабельность этого вида страхования в Алтайском крае из-за относительно низкой аварийности. Местные эксперты ожидали, что коэффициенты увеличатся примерно на 0,1 пункта, то есть конечная стоимость полиса вырастет примерно на 10%.
Для сельских территорий края прогноз действительно сбылся — здесь коэффициент увеличился с 0,6 до 0,7. А вот для Барнаула ставка составила 1,7, а это на 0,4 пункта выше, чем было ранее. Аналогичные ставки установлены, например, для Новосибирска, Хабаровска, Иркутска и Московской области.
Дело в резко возросшей аварийности, из-за чего повысилась убыточность. Коэффициенты выросли в целом для крупных городов, где расположены основные очаги аварийности. Поэтому логично, что для них ставки стали выше.
Изменились ставки и для молодых и неопытных водителей — среди них, по мнению страховщиков, также повышенный уровень аварийности. Для водителей моложе 22 лет со стажем вождения свыше трех лет
коэффициент вырос с 1,3 до 1,6, для водителей старше 22 лет со стажем до трех лет — с 1,5 до 1,7, а для автовладельцев моложе 22 лет и менее чем с трехлетним стажем вождения — с 1,7 до
1,8.
Также автостраховка подорожает для владельцев малолитражных авто. Поправочный коэффициент к тарифу для машин мощностью от 50 до 70 л. с. увеличился с 0,9 до 1, мощностью от 70 до 100 л. с. — с
1 до 1,1.
С 1,7 до 1,8 увеличивается коэффициент, который применяется в случае, если к управлению автомобилем допущен неограниченный круг водителей. Для трехмесячного полиса ОСАГО коэффициент повышен с 0,4 до 0,5, для четырехмесячного — с 0,5 до 0,6, для пятимесячного — с 0,6 до 0,65.
Новые тарифы огорчают водителей, но зато приободрили автостраховщиков. По предварительным оценкам, нововведения позволят увеличить их сборы на 20%.
Доля ОСАГО в премиях российских страховых компаний в среднем составляет от 15% до 50%, повышение коэффициентов по ОСАГО приведет к росту премий по ОСАГО на 20–30% и доходов страховых компаний на 5–15%.
Впрочем, представители рынка утверждают, что вся прибавка в сборах уйдет на покрытие убытков.
Ситуация с убыточностью обострилась настолько, что документ нельзя было не принять. Все больше компаний банкротится. Последний случай — компания "Росстрах", которая имела большой портфель ОСАГО и недавно ушла с рынка. При этом для половины автостраховщиков характерна недостаточность капитала.
С такой оценкой согласны и независимые эксперты. По оценкам г-на Осина, сектор ОСАГО убыточен для страховых компаний: рентабельность на нем составляет минус 5%.
С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз, в марте 2009 года. Базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу. Накопленная инфляция за это время составила более 200%. Тогда как российский автопарк за время действия закона существенно изменился — произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по "железу", в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормочаса на СТО.
Нынешнее повышение, по всей видимости, не последний шаг государства навстречу страховщикам. Сейчас в правительство также внесены поправки в закон об ОСАГО по увеличению лимита выплат за вред жизни и здоровью пострадавших в ДТП со 160 тыс. до 500 тыс. рублей и более чем втрое — максимального лимита выплат за пострадавшее в ДТП имущество, с нынешних 120 тыс. до 400 тыс. рублей. Одновременно повысится и базовый тариф — по разным оценкам, на 50–58%.
Эта мера поддержит рынок, но вряд ли будет рыночной по своей сути. Проблема не только в ОСАГО, речь идет о концепции перераспределения рисков государственного бюджета на страховые компании, которые вслед за банковским сектором получают от государства поддержку в антикризисном формате. Но весьма сомнительно, что усиление роли страховых компаний в экономике с сокращающимися темпами потребительского спроса и реальных доходов населения, слабым рынком труда, меры, эквивалентные повышению налогов на потребление, будут эффективны.