август 2, 2011
В 2011 году барнаульская студия интернет-решений "Сибирикс", в числе заказчиков которой успели побывать такие "монстры", как Adobe, Volkswagen, "Газпром" и др., добралась до первого места в "Рейтинге Рунета" по Сибирскому федеральному округу. Возможно, именно этот факт послужил тому, чтобы Владимир Завертайлов, гендиректор "Сибирикса", согласился дать первое интервью для СМИ. Разговор с корреспондентом шел о текущем состоянии и перспективах рынка веб-разработок.
Владимир Завертайлов является одним из основателей барнаульского клуба веб-разработчиков Happy Co:De. Клуб был создан силами компании Enterra, Perpetuum Software, ALAWAR Entertainment и "Сибирикс".
Анна Зайкова
— Владимир Владимирович, за последний год в Интернет пришло около 10 млн. новых пользователей, но новых сайтов создано не более 5 тыс. штук. Кому сегодня нужен свой интернет-ресурс и почему не каждый решается на его разработку?
— Давайте уточним, что вы сейчас говорите, во-первых, лишь о русском сегменте Интернета. Во-вторых, около 5 тыс. сайтов — это только корпоративные ресурсы, создаваемые для бизнеса.
В целом счет персональных блогов и сайтов, сделанных в целях поисковой оптимизации, идет на миллионы, а количество новых пользователей в Сети — около полумиллирда. Почему в России создано так мало корпоративных сайтов? Потому что хороший сайт — это дорого.
Сегодня представительство в Интернете нужно практически любому бизнесу. Аудитория в Сети постоянно растет, и там проще найти клиента. Мы живем в 2011 году. Если тебя нет в Интернете, тебя нет нигде! Но для небольшого или начинающего предприятия заказать интернет-ресурс в веб-студии слишком дорого.
Сегодня российский рынок веб-разработок можно условно поделить на три ценовых сегмента: премиум, средний и низший. Первые могут делать сайты стоимостью, грубо говоря, в 1 млн. рублей. Естественно, такие цены потянут очень немногие фирмы. Сайт среднего сегмента, где работаем мы и большинство наших коллег, будет стоить от 100 до 500 тыс. рублей. Продукция низшего сегмента — для самого мелкого бизнеса. В нем водятся большинство фрилансеров и небольшие студии. А еще эту нишу активно атакуют SaaS. Знаете, что это?
— Да, SaaS в Интернете сейчас обсуждают активно…
— SaaS (software as a service) — это программное обеспечение, предоставляемое как сервис через Интернет. Есть SaaS для ведения бухгалтерии, есть для создания сайтов. Вы платите не за саму программу, а за ее использование. Причем ежемесячные платежи, как правило, невелики. То есть вам не нужно покупать "1С" в офис или нанимать специалиста по поддержке. Вся работа — через Сеть из любой точки мира.
Плюс в том, что с помощью такого сервиса можно самостоятельно за пару часов "накликать" себе сайт. Другое дело, что он будет шаблонным, вы мало что сможете изменить в его дизайне или логике его работы. А если вдруг возникнет неисправность или просто вопрос, помочь, как правило, будет некому или помощь не будет оперативной. Во многих SaaS-компаниях либо в принципе нет функции технической поддержки, либо она стоит дополнительных денег. Например, своевременное решение технического вопроса на облачном хостинге Amazon обойдется вам в $ 100–400.
Активно развивающийся SaaS, большое количество игроков в средней ценовой категории, а также многочисленные фрилансеры делают положение "средней" студии очень неуютным. Слишком большая конкуренция, слишком маленький рынок.
Что делать? Сухари сушить. Или не быть "средней" студией. Дифференцироваться, найти свою нишу на рынке.
— Тогда какие ниши для себя видит "Сибирикс"?
— Есть много направлений. Довольно интересное поле деятельности — приложения для различных мобильных устройств. Мне лично также нравится ниша приложений для социальных сетей, учитывая их современный размах и популярность. Мы начали работать в этом направлении довольно давно. Но раньше делали это на условиях NDA — договора о неразглашении, то есть без права разглашать авторство и ставить работу в портфолио. Поэтому такие работы оплачиваются выше. Сейчас мы разрабатываем приложения уже под собственным именем.
— К разговору о социальных сетях. Как на деятельности веб-студий отражается тенденция "сжатия Интернета в социальные сети", когда многим компаниям для продвижения достаточно страницы на Facebook и не нужен полноценный сайт?
— Поясню, что значит "сжимается". Компании наряду с разработкой обычных сайтов стали создавать и вести свои страницы в социальных сетях. И не только на Facebook. Два года назад количество новых доменов, появляющихся в Сети, замедлило свой рост. Это значит, что Интернет "насытился" доменами, а сайты начали активно перемещаться в социальные сети. Поисковые системы, например "Яндекс", даже начали индексировать и осуществлять поиск по открытой информации в соцсетях. Там становится все больше народу. На Западе для многих людей Интернет — это Facebook.com. Там все — друзья, коллеги, там можно найти почти любую организацию. Или, например, "схантить" себе сотрудников у конкурента. Там очень сильны маркетинговые инструменты, распространение товаров и идей по принципу "сарафанного радио". Собственно, нам есть что предложить заказчику на этом рынке.
— Что должно измениться на местном рынке, чтобы у вас стало больше алтайских заказчиков? Ведь сейчас вы в основном работаете с московскими и зарубежными компаниями.
— Все упирается, разумеется, в финансирование. Не каждой алтайской фирме по карману проекты за 100–200 тыс. рублей. Но такие все равно есть. Например, мы давно сотрудничаем с сетью "Мария-Ра". Вообще, в этом году количество алтайских заказчиков у нас неожиданно возросло. Даже не скажу, с чем это связано… Надоело чинить неисправности после работы с дилетантами? Или просто у многих появляются представительства в Москве, где наши цены никого удивить не могут? Сложно сказать.
Вообще, если звонок клиента начинается с вопроса: "Сколько стоит сайт?", то с вероятностью 98% — это не наш клиент. Просто потому, что "Сибирикс" в городе не самая дешевая студия, и если цена — это единственный критерий, то c'est la vie.
С другой стороны, проще плясать от озвученного клиентом планируемого бюджета. Есть принцип Парето: 20% затрат приносят 80% прибыли. И если знать примерный бюджет проекта и специфику бизнеса клиента, можно подобрать набор функций, которые бы решали его бизнес-задачу, но не приводили к лишним расходам. Лучше эти 80% потратить на рекламу и продвижение, если, конечно, они останутся.
— В чем смысл фразы в вашем блоге: "Создание сайта — это только плата за вход"?
— Как только вы решаете какую-то проблему, у вас сразу же образуется несколько новых. Представьте, сколько вы себе проблем создадите, решив проблему покупки машины? Будете теперь и на бензозаправку успевать, и в ГИБДД, и в шиномонтажку… А то еще и гайки крутить научитесь.
С сайтом то же самое. Допустим, у вас на руках готовый проект. Что дальше? Если проект типовой, например интернет-магазин, вам нужно будет заняться его продвижением, контекстной или баннерной рекламой. А если какой-то стартап? Тут только все самое веселое начнется.
Когда к нам приходит заказчик с гениальной идеей и горящими глазами, которому бабушка наследство оставила, мы начинаем его отговаривать. Говорим: мол, вы понимаете, что это будет стоить огромных денег? Он говорит: понимаю, но идея-то клевая, она точно выстрелит. Мы спрашиваем, понимает ли он, что через два-четыре месяца у него будет проект на руках и с ним нужно будет что-то делать. Если клиент начинает задумываться — обсуждаем дальше. Бывает, что не начинает, дескать, "моя идея клевая, туда сразу пойдут сотни пользователей".
Не пойдут. Чтобы пошли, надо доказать, что проект интересный, новый и нужный. Те же самые "Одноклассники" не стали популярными за один день. В них было влито просто огромное количество денег, в 2007 году вся Москва была в их баннерах. Нужна комплексная раскрутка стартапа. А это длительный и дорогой процесс.Раскрутка стартапа потребует в 5–20 раз больше денег, чем его создание.
Был у нас проект, который разрабатывался с израильской командой ("Скандинавский аукцион"). Стоимость разработки составила около $ 7 тыс. Дальнейшее продвижение, поддержка и прочие мероприятия стоили $ 5 тыс. ежемесячно.
В свете вышесказанного довольно забавно бывает, когда заказчик боится рассказывать нам про свою идею, "потому что мы ее украдем". Зачем она нам и что с ней делать, с этой голой идеей?
— Можно ли полностью исключить вероятность сбоев в работе стартапа или любого другого сайта после его запуска?
— Да. Просто не включайте его, например. Вы знаете машины, которые не ломаются?
— Недавно вы стали соавтором письма президенту России. О чем просили главу государства и чего добились?
— Государством был принят закон о повышении ставок страховых взносов с 14–26% до 34%. Для интернет-агентств основная доля затрат — зарплаты. И по этому закону получалось, что с самого большого нашего затратного показателя нам нужно было еще и долю налогов увеличить более чем в два раза. Пассивность, с которой эту новость восприняли веб-студии, меня совсем не порадовала.
Мы решили хоть что-то сделать: создали сайт, на котором было опубликовано наше открытое письмо президенту РФ, где мы изложили свой взгляд на ситуацию. И буквально в этот же день вышли на компанию "Руссофт" — оказалось, у них была похожая инициатива. В итоге по всему Интернету в среде разработчиков поднялся серьезный резонанс: о проблеме заговорили. Большую помощь и информационную поддержку оказал Алексей Раменский (экспертная группа Tagline).
В итоге под письмом на сайте было оставлено более 3 тыс. подписей и более 80 тыс. человек его прочитало. Я не питаю иллюзий насчет того, что именно побудило правительство к пересмотру закона, мы были каплей в море. Под Новый год процентные ставки было решено снизить. Не намного, до 26%. Но мы хоть что-то сделали!
О SCRUM
— Работа в офисе не должна быть унылой и рутинной. Мы проводим много экспериментов и постоянно пробуем что-то новое. Какие-то новшества приживаются, какие-то нет. Например, "Сибирикс" — первая в России студия, которая начала работать по гибкой методологии SCRUM, то есть выполнять разработку сайтов командно. Это позволяет делать даже сложные вещи намного быстрее — к примеру, за один месяц вместо трех. Если кто-то хочет попробовать внедрить у себя, рекомендую тренинг Асхата Уразбаева (scrum trek) либо почитать наш блог: мы иногда публикуем ход работ по проектам. SCRUM у нас прижился.
О рейтингах
— Значимых рейтингов в сфере российской веб-разработки на сегодня два. Это "Рейтинг Рунета" и рейтинг Tagline. У них разные критерии оценки. Первый основан на оценках тИЦ (тематический индекс цитирования) и PR (page rank) разработанных студией сайтов и отражает популярность созданных сайтов, а также учитывает общий опыт работы компании на рынке. Проблема "Рейтинга Рунета" в том, что он не учитывает ни качество сайтов, ни дизайн, ни такие продукты, как приложения для социальных сетей и flash-сайты. В рейтинге Tagline в основном оценивается пиар-активность компании за год.
В этом году мы заняли первое место по Сибири и 25-е по России по версии "Рейтинга Рунета", а по версии "Тэглайн" — 77-е место по России.
Владимир Владимирович Завертайлов родился в Абакане 11 ноября 1981 года. Учился в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова по специальности "Инженер-программист". В 2003 году основал студию "Сибирикс".
Сейчас среди клиентов студии — компании из России, США, Австралии, Франции, Германии, Испании, Великобритании и др. В конце 2010 года студия открыла представительство в Москве, кроме того, есть представитель в Лондоне и партнер в Бостоне.
Владимир Завертайлов женат, воспитывает двоих детей.
Татьяна Крикун