август 9, 2011
Вячеславу Сальникову, владельцу производственной компании "Сальниковъ" из Камня-на-Оби, почти 32 года. Его предприятию, отправляющему больше половины своей продукции за пределы региона, — восемь лет. И производство замороженных полуфабрикатов — не первый бизнес предпринимателя. Историю своего успеха, построенного в небольшом провинциальном городе края, г-н Сальников рассказал газете "Ваше дело".
— 19 лет — возраст, когда хочется быть финансово независимым. Поэтому, когда я оканчивал техникум и поступал в Алтайский государственный аграрный университет, у меня уже был свой небольшой отдел по продаже отделочно-хозяйственных материалов в Камне-на-Оби. Этот опыт предпринимательства послужил отправной точкой в бизнесе. Конечно, поначалу было непросто, трудности вызывали бюрократические проволочки. Когда-то мама мне сказала: "У тебя есть целая жизнь, вот и доказывай свою состоятельность". Это и стало моим девизом. Практически все, что было связанно с организацией работы магазина, лежало на моих плечах, в чем-то мне помогала моя подруга, будущая жена. Но я успевал и учиться, и работать. Считаю, что студент должен всегда быть голодным и работающим. Большего в жизни добиваются те, кто в студенческие годы успевает везде и всюду.
К завершению учебы торговля перестала быть для меня интересной, хотелось организовать свое производство, увеличить свои доходы. В АГАУ я защищал диплом по пищевой переработке, и уже тогда в моей голове зародилась идея производства полуфабрикатов. Характер, коммерческий опыт и образование помогли мне решиться на создание производственного предприятия.
— Зачастую рынок сбыта в небольших городах у предприятий, подобных вашему, ограничивается близлежащими территориями. Вы больше половины от объема продукции поставляете за пределы региона. Столь амбициозные задачи ставились изначально?
— Да. Когда было принято окончательное решение по созданию производства, я решил, что ориентироваться мы будем на внешние рынки. Конечно, конкуренция там гораздо тяжелее и риск был немалый, но и объемы реализуемой продукции обещали быть большими. Не имея серьезных денежных средств, мы начали с малого. В здании Каменской ткацкой фабрики я арендовал помещение около 50 "квадратов". В трех комнатах, где два человека крутили фарш, семь лепщиц делали пельмени, стоял небольшой холодильник. Так мы работали два года. Многое уже тогда получалось, была неплохая прибыль.
Увидев, что у молодого независимого ни от кого предпринимателя что-то получается в этой отрасли, каменские бизнесмены, имевшие куда более солидные денежные суммы, решили сами организовать подобное предприятие, но сделать его масштабнее, с большими объемами производства. Результат — внутренние конфликты руководства и неудачи на рынке сбыта. В итоге я получил выгодное предложение о покупке крупного пельменного цеха, который был построен ими. Таким образом мое предприятие увеличило свою общую площадь, и каких-то серьезных конкурентов в городе мы не имели.
Выйти на инорегиональные рынки было, конечно, нелегко. Большую роль здесь сыграл тот факт, что мы продаем качественный товар по оптимальный цене. Амбиции амбициями, но в этом деле все приходит со временем, когда появляется авторитет и имя твоего продукта гарантирует его качество. Написать для всех какой-то рецепт по увеличению территории распространения продукта невозможно. Это дело случая.
Планомерно, пошагово мы расширяли производственную базу, строили новые помещения. Еще пять лет назад на земле, где стоит производственная база, было построено не более 30% от того, что есть сейчас.
— Что конкретно и в каких объемах сегодня производит ваша компания?
— На внешние и внутренние рынки "Сальниковъ" поставляет продукцию глубокой заморозки — различные полуфабрикаты: пельмени, вареники, манты, хинкали, котлеты, тефтели, бифштексы, фрикадельки и многое другое. В июле на предприятии начали выпуск новой продукции — замороженных фаршированных блинов и замороженного теста.
На сегодняшний день мы производим 200 тонн продукции в месяц. 70% от общего объема реализуется на территории России: в Новосибирске, Екатеринбурге, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и в ряде других городов. Оставшиеся 30% — в пределах края. Наша продукция есть на прилавках магазинов "Мария-Ра". Сейчас мы ведем переговоры с торговой сетью "Аникс". Мы присутствуем и в других торговых сетях страны, но с ними работаем через дистрибьюторов — это очень удобно для нас, так как все связи налаживают именно они.
— Некоторые местные производители жалуются на жесткие условия попадания на полки магазинов торговых сетей, той же "Марии-Ра". Как вы их оцениваете?
— Пусть эти условия и жесткие, но это в какой-то степени проверка на прочность производителей. Раз мы сумели попасть на полки "Марии-Ра", значит, мы доказали свой высокий уровень.
— Удобно ли иметь производственную базу в Камне-на-Оби с точки зрения кадров, логистики и т. д.?
— В том, что производственная база находится в этом городе, множество минусов и только один плюс — я здесь родился! На наше производство отрицательно влияют отсутствие газового отопления, высокие коммунальные тарифы, особенно на электроэнергию, но главное — это нехватка профессиональных кадров. Сейчас что-то менять уже поздно, но превращать минусы в плюсы необходимо.
— Не возникает ли у вас проблем с сырьевой базой? Не было ли идеи создать собственный животноводческий комплекс?
— Мы стараемся основной продукт производства закупать отовсюду. При наших объемах выращивать скот самим нерентабельно. Тогда бы нам пришлось каждый месяц вырезать по целому колхозу КРС. Закуп производим у местных и зарубежных производителей Последние преобладают, так как отечественные поставщики сырья не могут предоставить продукцию в необходимом объеме по желаемой цене.
— По оценкам экспертов, рынок замороженных полуфабрикатов в России растет, возвращаясь к докризисным показателям. Однако регулярно возникают нарекания к качеству продукции. Как вы его обеспечиваете?
— Чтобы гарантировать качество продукции, мы стремимся полностью ликвидировать человеческий фактор, автоматизировав процесс производства. Вся работа, которая выполняется человеком, может быть повторена машиной. Кроме того, мы используем натуральное сырье высокого качества. Компания не только придерживается классических рецептов приготовления полуфабрикатов, но и работает над рецептурой совершенно новых, интересных продуктов.
— Ваша торговая марка — именной брэнд. Вы готовы рисковать собственным именем?
— Мы придумали марку еще в самом начале моей работы восемь-девять лет назад, и менять что-то потом смысла не было. "Сальниковъ" стал крутиться на языке у потребителей и закупщиков. А что касается риска, то он в бизнесе существует постоянно. Над раскруткой брэнда мы стараемся работать планомерно на каждом рынке, где реализуем свою продукцию.
— Сейчас в Камне-на-Оби нет независимого Союза предпринимателей, который существовал когда-то. На ваш взгляд, стоит ли его воссоздавать?
— Я считаю, нам необходимо создать эффективно действующий — не для "галочки" — Союз предпринимателей. В его ряды должны входить настоящие бизнесмены, порядочные люди, готовые выстраивать коммерческие отношения, выполнять договоренности в рамках законов предпринимательства, которые никто не отменял. В такой союз я готов вступить и оказывать поддержку молодым предпринимателям, делиться с ними опытом. Социальная направленность должна стать одним из основополагающих принципов союза.
О молодых кадрах
— Наше производство очень нуждается в высококвалифицированных кадрах, но каменский рынок труда не может предоставить нам таковых. Дефицит хороших специалистов — проблема не только продовольственной, но и других сфер нашего города. Эту проблему мы стараемся решить, взяв к себе на работу молодого, неопытного сотрудника, которого обучаем, растим для себя. Другого выхода пока я не вижу. Общаясь с выпускниками вузов и приглашая их к себе на работу, приходится часто слышать отказ, так как Камень — не то место, где им хотелось бы работать.
О себестоимости пельменя
— Она складывается из пяти составляющих. 60% приходится на сырьевую себестоимость, 20–25% — на производство и маркетинговые расходы, 10–12% — на заработную плату, 5% — на прибыль, 1–2% — на налоги.
О газоснабжении
— Я никак не могу понять, почему наш город до сих пор остается без газового отопления?! И даже организации движения в данном направлении от городских властей нет. Это намного выгоднее и экологически безопаснее. А если разобраться, то можно найти еще больше плюсов. Проблемы последних лет, связанные с отопительным сезоном в нашем городе, газ смог бы решить окончательно.
Об отставке мэра Камня-на-Оби
— Добровольный уход Андрея Плясова — закономерный итог его действий. Власть — это то, к чему нужно быть готовым. Когда атлет подходит к штанге и всем своим видом показывает, что для него этот вес — не проблема, порой это дает какие-то надежды болельщикам. Но вот он начинает поднимать груз, и оказывается — самонадеянный спортсмен и половину того, на что замахивался, поднять не может. В конце концов, и штангу завалил, и сам на мягкое место упал. И всю веру в себя порушил.
Вячеслав Анатольевич Сальников родился 15 августа 1979 года в Камне-на-Оби. В 1998 году окончил Каменский аграрный техникум по специальности "механик", а в 2003 году — Алтайский государственный аграрный университет по специальности "инженер-механик". В 2003 году открыл предприятие "Сальниковъ". Сейчас под его руководством трудятся около 300 человек на производственной базе в Камне-на-Оби, а также в двух представительствах компании в Новосибирске и Барнауле.
Игорь Посталенко