ноябрь 18, 2004
Владимир Германенко – человек на Алтае известный. Долгое время он был первым вице-губернатором в администрациях Льва Коршунова и Александра Сурикова. Последние годы – один из двух представителей края в Совете Федерации. Во время последнего приезда в Барнаул Владимир Сергеевич рассказал корреспонденту «СК», о том, какие вопросы есть к краю у правительства России, зачем Камню-на-Оби автомобильный, и почему Совет Федерации отклонил закон о пиве.
- Владимир Сергеевич, какими проблемами сейчас занимаетесь?
- Одна из самых главных проблем сегодня – это краевой бюджет на будущий год. Работа над ним осложняется монетизацией льгот и повышением зарплаты бюджетникам на 20 процентов. Все, что можно вытащить из федерального бюджета, мы, я считаю, вытащили. Трансферт увеличивается на миллиард рублей. Мы добились субсидии на дорожное строительство в размере 220 миллионов рублей. Кое-какие деньги можно еще привлечь по федеральным целевым и адресным программам. Адресные будут утверждаться постановлением правительства в первом квартале 2005 года.
В трехсторонней рабочей группе по межбюджетным отношениям, в которую от края входят депутаты Думы Рыжков и Герасименко и я, мы добились резервирования пяти миллиардов рублей для сбалансированности бюджетов регионов после первого квартала. Если субъект Федерации установит реальные суммы выплат своим льготникам и на 20 процентов повысит зарплату, то по итогам первого квартала, если ему не будет хватать средств, он сможет получить помощь из этого фонда.
Но это все распределение того, что есть. Мне кажется, что все наши муниципалитеты должны на своих территориях добиваться роста объемов производства. А для этого – на одних предприятиях может даже надо менять собственников, другим оказывать помощь. Дело в том, что наше постоянное выклянчивание больших трансфертов и дотаций начинает вызывать оскомину в правительстве. Оно говорит: давайте активне занимайтесь сами, увеличивайте собственные доходы.
В этой связи вызывает одобрение предложение администрации края о направлении более миллиарда рублей на поддержку реального сектора экономики. Эти деньги при разумном использовании позволят повысить зарплату, создать предпосылки для увеличения объемов производства и роста доходов бюджета.
Я считаю, что есть и другие резервы для роста доходов краевого бюджета. Администрация наметила рост на четыре процента. А планируемая на 2005 год инфляция – 7,5 – 8,5 процентов. Можно или увеличить доходы в пределах инфляции, или предусмотреть дефицит, и за счет этого решить часть проблем, связанных с повышением зарплаты и с монетизацией льгот. Также можно было бы пойти на снижение налогового бремени тем субъектам хозяйствования, которые добиваются увеличения объемов производства, что, в конечном счете, приводит к оживлению экономики, созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов бюджета.
- Еще когда строили железнодорожный мост через Обь в районе Камня, была упущена возможность навести параллельно автомобильный мост. Две трети Каменского района находится на левом берегу Оби. Кроме того, кулундинская группа районов Алтайского края и Новосибирской области, если бы в Камне был автомобильный мост, могла бы иметь более короткий выход на трассу Барнаул – Новосибирск.
Сейчас Транссиб избавляется от части грузопотоков, идущих из Кузбасса, в связи с тем, что на Транссибе увеличиваются контейнерные перевозки по международным соглашениям, а в Кузбассе выросла добыча угля. Кузбасский уголь теперь пойдет по маршруту Артышта - Алтайская – Среднесибирская – Камень-на-Оби – Карасук – Иртышская – Омск. Но для этого в Камне-на-Оби нужно построить железнодорожный мост для второго пути (сейчас там однопутка). А у края появилась возможность войти в долю и параллельно построить автодорожный переход. В администрации эту идею поддерживают заместители главы Борматов, Баклицкий, Кочергин. А вот у «Автодора» пока скептическое отношение, потому что долевое участие возможно за счет средств территориального дорожного фонда и, частично, за счет средств краевого бюджета. Но, я думаю, если мы войдем в этот проект, нам и федеральный бюджет поможет.
Я готов заниматься этой проблемой в Москве. Заказчиком железнодорожного перехода является РАО «Российские железные дороги». Если администрация края и губернатор обратятся к руководству РАО «РЖД», я буду «пробивать» эту проблему там.
Железнодорожники свой мост будут строить в любом случае. Но если край войдет с ними в долю, то строительство автомобильного моста будет для нас дешевле. Если строить одним, нужно 3,5 – 4 миллиарда рублей. Если вместе с железнодорожниками, максимум 800 миллионов. Кстати, можно было привлечь и Новосибирскую область. Ей этот мост тоже нужен. Если край прозевает этот момент, то автомобильного моста в Камне никогда не будет, потому что самим нам никогда не найти четыре миллиарда рублей.
Дали народу пиво?
- Было много разговоров о том, что Совет Федерации отклонил принятый Думой закон, запрещающий пить пиво на улице. Почему ?
- В последнее время Дума выпускает такие сыроватые законы. В законе о пиве не предусмотрена ответственность за его нарушение. Там всего три статьи, и закон, явно, был рассчитан на то, чтобы президент его не подписал. По-моему, лоббисты добились от Думы того, чтобы она приняла такой куций закон. Нужно было предусмотреть изменения в Административный кодекс, которые позволяли бы штрафовать тех, кто пьет пиво в неположенных местах. Если бы закон вступил в силу в том виде, в каком его приняла Дума, было бы так: вы сидите в сквере, пьете пиво, подходит милиционер и ничего сделать не может.
Зона возле школ, больниц, в которой запрещается торговать пивом, никак не ограничена. Кто-то может решить, что и за километр от них нельзя торговать. Если определять эти зоны будут муниципалитеты, то по России будет очень большая пестрота.
Закон ограничивает продажу и употребление пива, но пиво, все-таки, цивильный напиток, его производят по определенной технологии и под контролем санитарных врачей. А всякие «болты», «гайки», «отвертки» - коктейли, которые в несколько раз вреднее пива, даже не из-за содержания алкоголя, а из-за своего состава, остаются. А почему они не запрещаются? Тоже надо этим же законом было запретить.
Поэтому мы решили создать согласительную комиссию. Дума склоняется к тому же. Мы хотим сделать нормальный закон, который бы работал.
Кстати, мы отклонили еще и закон о налоге на землю. Это будет один из основных налогов для муниципалитетов. Федеральный закон – рамочный. Он должен дать возможность муниципалитетам полностью распоряжаться своими доходами. А в законе говорится, что при срочном договоре на пользование землей она не входит в налогооблагаемую базу. В результате можно было бы любую землю подвести под срочный договор и увести ее от налогов.
Кроме того, там прописано десятка два льгот для федеральных хозяйствующих субъектов. Фактически, это вмешательство в юрисдикцию муниципалитетов, отбирание у них доходов. Есть момент, который касается непосредственно Алтая: «чернобыльцам» и пострадавшим от испытаний на «Маяке» предоставляются льготы, а о «семипалатницах» забыли.
- Вы были представителем администрации края в Совете Федерации, сейчас представляете там крайсовет. Работа одна и та же, или есть разница?
- Когда я был представителем администрации, то, в основном, занимался лоббированием интересов края. А теперь, кроме лоббирования, приходится еще заниматься законодательными инициативами Совета. На них нужно очень много времени, а в Думе все эти инициативы тонут. Правда, сейчас их там хоть стали регистрировать. В Думе не очень жалуют членов Совета Федерации, там наблюдается какая-то ревность в отношении нас.
Беседу вел Дмитрий Негреев.