сентябрь 1, 2011
31 августа в агентстве "РИА Новости" состоялся мультимедийный видеомост Москва–Астана с обсуждением проблем современной космонавтики и путей их решения, а также перспектив международного сотрудничества в освоении космического пространства.
Темой моста было: "Нештатные ситуации современной космонавтики: прогнозы на будущее".
с космическим грузовым кораблем "Прогресс М-12М" на МКС стал далеко не первой космической аварией за текущий год. Расследованиями неудачных запусков занимаются специальные комиссии, однако неудачи, постигшие российские космические аппараты в 2011 году, стали причиной многочисленных комментариев в зарубежных СМИ о том, что Россия теряет позиции ведущей космической державы, и ее партнерам в Европе и США стоит задуматься об использовании российских космических аппаратов.
О том, почему в последнее время возросло число технических и системных сбоев при запусках российских ракет, о проблемах современной космонавтики и путях их решения, а также о перспективах международного сотрудничества в освоении космического пространства говорили люди, имеющие самое прямое отношение к космосу, для которых Космос не только работа, но и часть жизни. Посмотреть видео обсуждения можно .
В целом, руководители Роскосмоса не склонны к пессимизму. Даже после потери за одну неделю новейшего спутника связи и грузового корабля, снабжающего топливом и продуктами орбитальную станцию, чиновники отрицают наличие системного кризиса.
Анатолий Давыдов, заместитель руководителя Роскосмоса огласил выводы комиссий по расследованию последних ЧП: первая авария, погубившая спутник связи "Экспресс АМ-4", произошла не из-за
дефекта в спутнике или в разгонном блоке "Бриз-М". Аппарат, который должен был обеспечить доступ к спутниковому телевидению и интернету от Ближнего до Дальнего Востока, потерян из-за ошибки
в программе полета (разгонный блок отправил телекоммуникационный спутник не в точку над экватором планеты, а на эллиптическую орбиту, наклоненную по отношению к экватору на 58
градусов). Роскосмос уже официально признал, что вывести на нужную орбиту спутник принципиально невозможно и его следует считать утраченным.
Разбирательство по поводу аварии грузового корабля "Прогресс", рухнувшего на Алтае 24 августа, продолжается. По словам Анатолия Давыдова, корабль вместе с третьей ступенью ракеты-носителя
"Союз-У" упал из-за неправильно сработавшего газогенератора. Это устройство, сжигая топливо вне основной камеры сгорания, создает поток газов, который раскручивает турбину, установленную на
одном валу с насосами подачи в двигатель топлива и окислителя. Не набравшая обороты турбина не обеспечила двигатель нормальным притоком горючего, и он уже не смог развить должную мощность.
Злополучный газогенератор изготовлен на Воронежском механическом заводе, и специальная комиссия сейчас пытается выяснить, что же именно привело к дефекту. Примечательно, что, говоря о возможных
санкциях, Давыдов исключил выплату предприятием компенсации. По словам замглавы Роскосмоса, этот завод физически не в состоянии оплатить потерю космического корабля.
Для предотвращения дальнейших аварий предлагается, во-первых, создать центральную экспериментальную базу Роскосмоса для проведения всех проверок в одном месте. Во-вторых, формируются
специализированные рабочие группы для отслеживания производства космического аппарата на всех стадиях. В-третьих, программу ГЛОНАСС, например, будут реализовывать в рамках государственного оборонного
заказа, с обязательным участием военной комиссии.