Авторы первой видеоэнциклопедии о регионе рассказали о своем проекте "Смотри Алтай"

сентябрь 19, 2011

"Мы хотим показать Алтай с разных сторон", — говорит Максим Соколов, директор "Арт-группы "В-12". Эта фирма, снимающая фильмы для различных барнаульских организаций, реализует проект, не имеющий прямых аналогов в России: сборник разножанрового видео "Смотри Алтай". При этом авторы решили не разделять Республику Алтай и край. "Гостям региона неинтересны территориальные нюансы. Им интересен Алтай, — считают авторы проекта. — Его и показываем".

Реклама или культура?

— Как появилась идея проекта?

Максим Соколов(М. С.): — Об Алтае снято немало — о природе, культуре, людях, промышленности и сельском хозяйстве... А где все это? Что-то можно увидеть в телеэфире, что-то найти в Интернете. Но многое осело в архивах. И нам показалось логичным попытаться объединить все это в рамках одного ресурса. Чтобы материалы были доступны в одном месте и в любое время, уже хотя бы потому, что все они в большей или меньшей степени работают на репутацию региона.

Александр Быков, главный режиссер "Арт-группы" (А. Б.): — У нас самих накопилось достаточно много работ. Мы сотрудничаем с театрами, музыкантами, бизнесом, реализуем собственные экспериментальные проекты. Это уже немалый багаж для пополнения ресурса. Кроме того, нам удалось найти крайне интересные архивные материалы конца 50-х годов. А еще есть съемки с музыкальных фестивалей "Рок-Азия", "Рок-Периферия", "Рок на быстрой реке"…

— Архивами делятся охотно?

М. С.:— Что-то нам пока недоступно. Но, к счастью, очень многие идут навстречу — получили некоторые материалы от "ТВ-город", часть архива телекомпании "АТН", работы независимых студий и режиссеров, причем не только с Алтая.

— Пока на ресурсе больше некоммерческого видео. А в перспективе?

М. С.:— Из коммерческих роликов нас больше всего интересуют представительские (корпоративные) фильмы компаний региона. За последние годы их снято немало. Их показывают на презентациях, выставках, юбилеях… А что потом? В стол? Мы предлагаем дать таким  фильмам вторую жизнь — и тогда после соответствующей адаптации они станут своего рода "внештатными менеджерами", работающими на компании круглосуточно, без выходных и больничных. Причем размещены они будут на региональном портале, который по определению привлекает больше посетителей, чем корпоративный сайт.

А. Б.:— Как нам кажется, в будущем информация благодаря Интернету станет более свободной, а агрессивной рекламы, к которой мы привыкли и которая лишь раздражает, не будет вообще. В ходу будут иные решения. Потому что можно, конечно, заявлять о бесконечных скидках и акциях; но ведь есть другой вариант — подойти к делу творчески, то есть ненавязчиво, но эффективно подчеркнуть все достоинства компании, продукции, услуг. 

— Тогда возникает опасение, что "Смотри Алтай" может превратиться в сборник пусть имиджевой, но все же рекламы. Вы будете как-то следить за пропорциями фильмов разных категорий?

М. С.:— Менее всего хотелось бы считать, чего и сколько будет. Проект новый и пока воспринимается неоднозначно. Но у нас есть вполне определенные планы — например, снять серию видовых фильмов об Алтае. Есть и другие пока не реализованные проекты. Но видеопроизводство — вещь затратная. Отсюда и возникает необходимость коммерческой составляющей. Но уже сейчас на ресурсе есть работы разного рода: документально-художественный фильм "Этот трудный легкий жанр", музыкальный клип группы "The19", серии программы "Афиши" и многое другое.

Цели и средства

— Уточните: цель проекта "Смотри Алтай" — заработать денег?

А. Б.:— Думаю, любой проект это подразумевает. Другое дело, что для нас это не на первом месте. Например, видеоинформацию государственных и муниципальных учреждений, организаций науки, культуры, образования, физкультуры и спорта мы разместили бесплатно. И все же не будем забывать, что этот сайт мы создаем за свой счет. А он требует вполне определенного финансирования, и чем больше объем размещенной информации, тем больше эта потребность.

М. С.:— Нам часто задают вопрос: почему с этим проектом мы не стали претендовать на какой-либо грант? Во-первых, потому что получение гранта — достаточно длительный по времени процесс. Во-вторых, как вы понимаете, любой грант предполагает определенные рамки и задачи. А нам бы хотелось, чтобы проект "Смотри Алтай" оставался независимым. При этом мы открыты для сотрудничества.

— То есть вы готовы допустить, например, размещение контента политического характера? Каковы вообще ограничения для роликов, помимо того, что они не должны содержать прямую рекламу?

А. Б.:— Я, честно говоря, против таких тем, как политика и религия. Они  разъединяют людей. Но если нам предложат хороший сюжет о депутате, который помог открыть, например, детскую площадку, — пожалуйста, мы рассмотрим это предложение. Потому что детские площадки — это хорошо. Пусть их будет больше, мы были бы рады этому поспособствовать. А вот агитационным материалам типа "Голосуйте за нас!" однозначно скажем "нет".

М. С.:— Помимо уже упомянутых ограничений, есть еще одно обязательное условие — профессиональное качество. Для всего остального есть You Tube.

— "Смотри Алтай" заявлен как "маркетинговый и имиджевый проект, направленный на решение социально-экономических и инвестиционных задач региона". Каких результатов вы ожидаете и как скоро?

М. С.:— Такие вещи быстро не делаются. В последнее время много говорят про имидж, в частности, про имидж региона. Но ведь есть еще и репутация, которая складывается годами. И у Алтая она пока не самая положительная — низкие зарплаты, падение уровня производства, отток талантов… Думаю, все понимают, о чем идет речь. Именно поэтому мы и предлагаем честно и объективно показывать то доброе и вечное, что у нас на самом деле есть.

— А если человек будет не согласен с чем-то из "доброго", что увидит, или просто пожелает высказаться  — как ему это сделать? На ресурсе нет функции комментирования.

М. С.:— Мы сознательно отказались от этого. Пусть каждый формирует мнение об увиденном самостоятельно, без постороннего влияния. А если у него появятся какие-то соображения, которыми он сочтет нужным поделиться, — на сайте указаны наши контакты. Конструктивные предложения можно только приветствовать!

Аудитория — весь мир

— У вашего интернет-проекта необычный логотип — лежащая лошадь. Не могли бы вы пояснить символику?

А. Б:— Это не просто лежащая лошадь: если посмотреть внимательнее, можно увидеть в ней контуры гор, озер и рек, фаз луны… В общем, там уместилось многое из того, что есть в алтайской мифологии. Разработал логотип дизайнер Владимир Филатов. А за основу он взял графику известного алтайского художника Сергея Дыкова, который, к слову, сразу же дал согласие на использование своей работы.

— Вы, безусловно, знаете про такие проекты, как "Географическая видеоэнциклопедия" и "Мульти-Россия". Они направлены на то, чтобы показать разные регионы страны, есть там и фильмы про Алтай. В чем главное отличие вашего проекта?

М. С.:— Вы упомянули отличные вещи. Однако дело в том, что у них есть четко заданный формат, в том числе временной. Много ли можно рассказать об Алтае за 20 минут? Наш проект — другой. Он открытый, здесь могут быть представлены разные позиции. Много взглядов всегда лучше, чем один. Вот скажите, что такое энциклопедия? Это огромный набор статей на разные темы, где каждый может найти то, что ему требуется. На нашем сайте то же самое: разные сюжеты, разные авторы …

А.Б.:— На Алтае очень много интересного. Многие жители края просто не представляют, в каком месте живут. Например, нас всех почему-то тянет к горам, хотя в той части края, которая называется степным Алтаем, есть не менее удивительные места, о которых большая часть населения края мало что знает. Чем не тема для сюжета?

— Это верно. Интересно, что про Барнаул туристы вообще редко вспоминают. Будет ли на ресурсе видео о городе?

М. С.:— Пару лет назад мы работали над проектом "Барнаул: город, годы и люди". Это сорокаминутный фильм, рассказывающий о почетных гражданах Барнаула. Столкнувшись с огромным количеством интереснейших фактов о городе, мы уже тогда поняли, что Барнаул достоин полноценного фильма. У многих городов есть собственные фильмы. Чем мы хуже? Ведь это в конечном счете способствует популяризации города, привлекает туристов.

— Если говорить про туризм, с какими компаниями вы уже начали сотрудничать в этом направлении?

М. С.:— Про компании пока ничего говорить не будем, кроме того что интерес есть и люди думают. Это нормально, тем более что работа над проектом, по сути, только начинается. Некоторые разделы пока пусты, и не потому, что ничего нет, а потому, что не успеваем. Сейчас размещено далеко не все даже из нашего собственного архива. Но мы работаем в этом направлении: что-то уже готовится к размещению, что-то пока только снимаем или ищем в архивах. В общем, стремимся к тому, чтобы люди своими глазами смотрели Алтай и видели, как меняется регион, оценили его экономические и культурные возможности, исторические перспективы. Благодаря Интернету потенциальная аудитория нашего портала — весь мир. Поэтому мы уже задумались о его англоязычной версии.

Что мы знаем о Быкове и Соколове

Александр Быков

Александр Быков родился в Барнауле в 1966 году. Учился на лечебном факультете АГМИ. С 1993 года профессионально занимается видеопроизводством. Выполнил более 700 работ, среди которых рекламные и музыкальные клипы, документальные и корпоративные фильмы, телепрограммы и экспериментальные арт-проекты.

Максим Соколов

Максим Соколов родился в Ленинграде в 1960 году. Окончил филологический факультет АлтГУ и факультет подготовки менеджеров ВЭД НГУ. Имеет значительный опыт работы в СМИ, а также в коммерческих и муниципальных структурах в сфере PR и рекламы. Награжден знаком Алтайской ТПП "Серебряный Меркурий".

Справка

Почему "В-12"?

"Арт-группа "В-12" — независимое творческое объединение, созданное в Барнауле в 2007 году. В активе команды видеоверсии 30 спектаклей театров краевого центра, снятые с использованием технологии многокамерной съемки ("Праздники детства", "Прощание славянки", "Войцек", "Чайка" и др.), концерты, музыкальное видео, промо-споты в рамках программы "Покупай алтайское" и социальная реклама, имиджевое и презентационное видео (спа-отель "Беловодье", "Новэкс" и др.).

О названии арт-группы: существует витамин В12 (цианокоболамин) — лучшее средство от малокровия (анемии). Крайне необходим человеческому организму.