сентябрь 26, 2011
Еще летом 2011 года, когда охватил европейскую часть России, я общалась по этому поводу с авиаторами и услышала мнение, что, если бы СМИ так широко не освещали проблему, то она постепенно бы исчезла. Но СМИ, наоборот, вцепились "акульими зубьями" в эти лазеры вместе с хулиганами и продолжали нагнетать обстановку.
Многие , что СМИ, освещая эту тему, сыграли свою незавидную роль, "рекламируя" различные лазерные приборы, ослепляющие пилотов, создавая нездоровый ажиотаж вокруг проблемы.
Мнение авиаторов и врачей, на мой взгляд, спорное, но имеет право на существование. Однако с такой постановкой вопроса лично я не соглашусь.
Освещая тему , я сначала намеренно не стала ставить мнение офтальмолога насчет ощущений человека от ослепления более мощными лазерными устройствами, чем лазерная указка. Не хотела провоцировать других любителей "пошутить" с пилотами. Но потом пересмотрела свое решение: думается, лучше знать жесткую правду. Хотя бы для того, чтобы любители лазерных атак немного подумали, прежде чем "загонять пилотов на лезвие бритвы".
Офтальмолог сказал, что от более мощного лазера ослепление пилотов может длиться 3-4 секунды. И это отнюдь не солнечные зайчики в глазах. Это - ОСЛЕПЛЕНИЕ. А ведь во время "атаки" лазерного хулигана самолет чаще всего идет на посадку, причем, в ручном режиме. Все секунды на счету.
С чем такое 4-секундное ослепление можно сравнить по ощущениям? К примеру, объяснил офтальмолог, вы едете ночью по прямой дороге, навстречу - автомобиль, который слепит вас дальним светом. Ослепленный автомобилист выругается и поедет дальше. Но случись аналогичный случай на горной дороге, скорее всего, произойдет ДТП - улетит в кювет или врежется, к примеру, в дерево. С самолетом может произойти тоже самое (не дай Бог).
Да, пока все хулиганские выходки с лазерами не заканчивались плачевно. И даже, как говорит тот самый офтальмолог, ожога сетчатки глаз у пилотов от действий лазерных указок, скорее всего, не будет. Но, если даже все СМИ впредь не станут публиковать информацию о случаях лазерного хулиганства (и только ли хулиганство это, когда речь идет о безопасности полетов?), проблема сама собой не улетучится.
На мой взгляд, надо срочно . Ведь проблеме этой в России уже 9 лет. А ни одного уголовного дела до сих пор не возбуждено.
Но вот в США после распространения такого рода хулиганства срочно были внесены изменения в закон. И один из пойманных лазерных хулиганов получил сполна - 20 лет тюрьмы за попытку терроризма. Узбекистан в этом году также приравнял лазерное хулиганство к терроризму.
Однако в России пока только Ространснадзор разработал документ, согласно которому таким или административные работы сроком на 15 суток (вносимые изменения в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). Правда, по идее этих изменений уголовная ответственность грозит тем, чьи действия привели к жертвам. Так, может быть, не стоит "дожидаться" катастрофы, чтобы внести поправки в закон?
И писать, я думаю, об этом нужно, пока законодатели не спохватились и не стали работать над ужесточением наказаний для таких "шалунов".
В 2011 году в Российской федерации было зарегистрировано 116 (!) случаев лазерного хулиганства. В 2010 году произошло 20 подобных инцидентов.