Наталия Орлова: "Глубокого кризиса не будет"

октябрь 11, 2011

Мировая экономика замерла в ожидании второй волны финансового кризиса. Так, банк Goldman Sachs прогнозирует, что в IV квартале 2011 года еврозона войдет в рецессию. Некоторые аналитики полагают, что в реальности ситуация еще хуже. Как это отразится на России? Стоит ли опасаться нового полномасштабного кризиса? Об этом рассказала главный экономист "Альфа-банка" в ходе онлайн-конференции в начале октября.

Наталия Орлова,
главный экономист "Альфа-банка":

Мировая экономика вошла в полосу кризиса в тот момент, когда рынки перестали верить в сценарий стабилизации на долговом рынке Европы и после того, как в начале сентября возник кризис доверия на европейском межбанковском рынке. Сейчас вопрос заключается в том, как быстро и через какие каналы этот кризис развитых стран будет распространяться на другие страны, в частности, насколько быстро отреагирует на состояние развитых экономик Китай и насколько глубокой будет коррекция цен на энергоносители. Проблема в том, что в отличие от предыдущих кризисов речь сейчас не идет о быстром коллапсе, за которым последует восстановление, более высока вероятность затяжной рецессии.

Мне эта ситуация напоминает 2007 год, когда кризис субипотечных бумаг в развитых странах был в разгаре, но для России он аукнулся только турбулентностью на межбанковском рынке и сказался на состоянии экономики только в 2008 году. Возможно, трансмиссия долгового кризиса развитых стран на развивающие страны и сейчас будет долгой, например, если Китай в ближайшее время сможет поддержать свою экономику через стимулирование внутреннего спроса и сохранит высокий спрос на энергоносители. Поэтому я не уверена, что уже в ближайшее время нужно рассчитывать на ослабление рубля. Но в перспективе нескольких лет сценарий ослабления рубля является очень вероятным и отток капитала из России, бе­зусловно, продолжится.

У нас сейчас нет внутренних предпосылок для глубокого кризиса, потому что уровень государственного и частного долга достаточно низок. Безусловно, есть высокая зависимость от нефти, которая в случае падения цен будет означать, что валютный курс должен скорректироваться настолько, чтобы снижение покупательной способности позволило сократить импорт и стабилизировать торговый баланс. Главный риск до конца года — если упадут цены на сырье, то экономика опять остановится. Разница только в том, что если в 2009 году падение ВВП составило 7,9%, то теперь в случае похожего внешнего шока ВВП сократится гораздо меньше, где-то на 3–4%.

У России есть определенное преимущество, связанное с низкой долговой нагрузкой и, как это ни парадоксально звучит, низким уровнем развития финансовых рынков. Поскольку нынешний кризис — это долговой кризис развитых экономик, то Россия с ее государственным долгом в размере 10% ВВП и 30% ВВП внешнего корпоративного долга выглядит защищенной. Кроме того, российские банки в основном ориентированы на кредитование, их портфель финансовых инструментов незначителен, и в отличие от банков развитых стран они тоже выглядят относительно защищенными. При этом не следует забывать, что как страна-экспортер нефти Россия, конечно же, пострадает от падения мировой экономики, так как с большой вероятностью это приведет к падению цен на нефть.

Как смягчить удар? Если абстрагироваться от мер по борьбе с финансовым кризисом, то Россия должна создавать точки внутреннего роста. Нам необходимо поддерживать инвестиции, которые будут создавать рабочие места и позволят экономике преодолеть снижение спроса в случае кризиса. Урок кризиса в развитых странах заключается в том, что государство рано или поздно всегда сталкивается с кризисом, если наращивает социальные обязательства. У нас риски дополнительно усиливаются тем, что зависимость от нефти в последние годы не снижалась, а возрастала. Федеральный бюджет 2012 года будет сбалансирован при $ 118 за баррель, а торговый баланс — при $ 95 за баррель.

Также нужно создавать внутренние источники роста, в частности, за счет инвестиций в инфраструктуру. Возможным сценарием было бы инвестирование в транспортную инфраструктуру, наподобие того, что сделали Нидерланды или Дания, только с целью обеспечения поддержки товарооборота между Азией и Европой. Такой сценарий абсолютно возможен, но для этого нужно задаться целью: радикально снизить административные барьеры, уменьшить издержки ведения бизнеса и повысить его прозрачность.