ноябрь 11, 2011
10 ноября Генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода провел пресс-конференцию, на которой пояснил, по каким причинам были задержаны российский и экстонский летчики после посадки военно-транспортных Ан-72 на аэродроме Курган-Тюбе Республики Таджикистан.
Полный текст выступления генпрокурора Таджикистана на пресс-конференции:
Утром 12 марта 2011 года два самолёта марки Ан-72 с бортовыми номерами 4 L F AS под управлением гражданина Российской Федерации Садовничего В.В. /командир/ и 4 L NAS под управлением гражданина Республики Эстония Руденко А. /командир/, на борту которых также находились лётчики - граждане Российской Федерации Скуратов Владимир Ильич, Козюлин Александр Сергеевич, гражданин Республики Беларусь - Сокович Михаил Денисович, граждане Республики Украина - Лёзный Сергей Викторович, Горобченко Александр Петрович, гражданин Республики Казахстан - Гончаренко Андрей, во время пересечения воздушного пространства государственной границы Исламской Республики Афганистан в воздушное пространство государственной границы Республики Таджикистан вступили в связь с представителем "Таджикаэронавигации" Республики Таджикистан и были оповещены, что они не имеют разрешения на вхождение в воздушное пространство Республики Таджикистан. Несмотря на это, они, грубо нарушая требования статьи 63 Воздушного кодекса Республики Таджикистан, согласно которой разрешение на использование воздушного пространства Республики Таджикистан выдаётся со стороны Главного центра единой системы организации воздушного движения Государственного унитарного предприятия "Таджикаэронавигация", проникнув без соответствующих документов и разрешения, через государственную границу Республики Таджикистан, вопреки требованиям статей 17 и 80 Воздушного кодекса Республики Таджикистан, ложно объявив "сигнал бедствия", незаконно пересекли государственную границу Республики Таджикистан первый самолёт в 07.57 и второй в 08.30 приземлились в аэропорту Курган-Тюбе.
Следует отметить, что объявление командирами экипажей "сигнала бедствия" не имело оснований и это было сделано для того, чтобы беспрепятственно приземлиться в аэропорту Курган-Тюбе.
Осмотр самолётов с участием специалистов показал, что они имели возможность возвратиться в Кабул.
Во время осмотра самолётов установлено, что внутри самолёта марки Ан-72 с бортовым номером 4 L NAS находился один авиационный двигатель, на провоз которого на территорию Республики Таджикистан необходимых официальных документов не составлено.
После проведения проверки и установления фактических обстоятельств проникновения на территорию Республики Таджикистан вышеуказанных воздушных судов, 12 мая текущего года со стороны следственного отдела Управления ГКНБ РТ в Хатлонской области в отношении Садовничего Владимира Владимировича и других по признакам преступлений, предусмотренных статьями 218 (нарушение правил международнх полётов), 289 часть 3 п. "г" (контрабанда путём прорыва границы) и 335 часть 2 (незаконное пересечение государственной границы по предварительному сговору группой лиц) Уголовного кодекса Республики Таджикистан было возбуждено уголовное дело. В тот же день командиры этих экипажей Садовничий В.В. и Руденко А. были задержаны и с санкции суда г.Курган-Тюбе от 13 мая в отношении их избрана мера пресечения - заключение под стражу.
В соответствии с письмом Единой транспортной администрации Грузии за номером 06/609 от 03.03.2011г. указанные самолёты до июня 2008 года состояли на государственном учёте авиационных служб Грузии и исключены из Воздушного реестра Грузии 19 июня 2008 года, не имеют "сертификата оператора", "Сертификата лётной годности Грузии", не зарегистрированы в Воздушном реестре Грузии.
Согласно официального письма ответственных за безопасность полётов органов воздушной авиации Исламской Республики Афганистан от 12.03.2011 года, вышеуказанные самолёты в реестре воздушных судов этого государства не зарегистрированы. Они без официального разрешения незаконно вылетели из аэропорта Кабула и приземлились в аэропорту города Курган-Тюбе. В этом письме афганская сторона просила, чтобы самолёты были арестованы, а экипаж не допускался к самолётам.
Предварительным следствием установлено, что указанные самолёты с 2008 по февраль 2011 года были зарегистрированы в компании "Ролкан-Инвестмен-ЛТД" в городе Тартола на острове Британо-Вирджиния, а эта компания никакого отношения к Российской Федерации не имеет. С 2008 по март 2011 года эти воздушные суда в Афганистане незаконно занимались перевозкой невоенных грузов коалиционных сил Североатлантического альянса.
В ходе следствия вина Садовничего В.В. и Руденко А. в совершении указанных преступлений полностью доказана.
Приговором суда города Курган-Тюбе от 08 ноября 2011 года Садовничий В.В. и Руденко А. в предъявленном обвинении признаны виновными и каждый из них осужден к 10 годам 6 месяцам лишения свободы без конфискации имущества, и на основании Закона Республики Таджикистан "Об амнистии" от 20.08.2011 года за номером 764 срок неотбытого наказания сокращён на два года.
Судебный процесс проходил открыто, в свободной обстановке, все представительства и желающие участвовали в нём. Во время следствия и до сегодняшнего дня ни от одного государства официальных обращений в отношении вышеуказанных граждан не поступало. Только в органы предварительного расследования поступило обращение Посольства Российской Федерации в Республике Таджикистан, и после ответа на данное обращение каких-либо претензий не поступило.
В настоящее время в соответствии с процессуальным законом Республики Таджикистан Садовничий В.В. и Руденко А., а также их представители имеют право обращаться в вышестоящие судебные органы по поводу обоснованности и законности приговора, в том числе по поводу тяжести наказания, и эти обращения будут рассмотрены.
Полный текст речи Генпрокурора Таджикистана опубликовало Национальное информационное агентство Таджикистана "Ховар" ().