ноябрь 14, 2011
Сегодня в Барнауле работает более 150 турагентств. Компаниям в условиях жесткой конкуренции выделиться все сложнее. Тем не менее есть названия, которые практически всегда на слуху. Как правило, это фирмы, вышедшие на рынок в начале 1990-х. Одна из них — "Плот". Компания, которая занимается не только турагентской, но и туроператорской деятельностью, одна из немногих в крае имеет право принимать иностранных туристов. Александр Смирнов, ее руководитель, 14 ноября отмечает 50-летние, а компании "Плот" в 2011 году исполнилось 20 лет. Это стало поводом для разговора с г-ном Смирновым.
— Он был создан в 1991 году как хозрасчетное подразделение при Союзе интернационалистов Афганистана. Я пришел к Олегу Клещину с бизнес-планом — начинать самому было невозможно. Он выделил средства, которых хватило, чтобы приобрести самое необходимое.
Представить, во что эта предпринимательская деятельность превратится через годы, было сложно. С одной стороны, в СССР был развит внутренний туризм: огромные потоки людей приезжали к нам со всего Союза, в отрасли работали великолепные кадры, были снаряжение, турбазы. И тут пришел я, без знаний, средств, денег и клиентской базы. Многие говорили: куда ты лезешь? Конечно, отсутствие опыта и образования сказывалось — пришлось учиться, в том числе и на собственных ошибках. Но было ощущение, что все будет нормально, что скоро мы наладим прием иностранных туристов, а потом, возможно, начнем отправлять за рубеж своих. Так и получилось.
Сначала мы планировали работать только на прием — организовывать сплавы по Чарышу. Но пришла зима, Союз интернационалистов начал расторгать контракты со своими подразделениями, которые посчитал бесперспективными. Мы оказались в их числе. Потребность зарабатывать стала острее, и мы начали отправлять людей в экскурсионные туры в Питер, Горный Алтай, а затем и за рубеж. Что-то изнутри подсказывало, куда двигаться, было внутреннее ощущение, как в песне у Шевчука: "Ты не один". Хотя одному оставаться приходилось — коллектив, который стал работать как отлаженный механизм, появился гораздо позже.
Первый офис "Плота" выглядел так: фойе ДК котельного завода, стол, на нем стопка путевок, в подвале — общий телефон, склад снаряжения и продовольствия для активных маршрутов. Несмотря на это, люди приходили к нам и возвращались из путешествий полные впечатлений. И та неуверенность, которая была вначале, ушла. В то время многие работали подобным образом — рядом с нами, например, стоял такой же стол — продавали дачные домики.
— Для меня всегда была важна свобода — не работать по чьей-то указке, а воплощать свои идеи. В один момент я понял: либо развиваться, либо стоять на месте. Перед тем как появился "Плот", мы переехали в Барнаул из Усть-Пристани, где я семь лет проработал в школе. Я много и активно трудился, выпустил класс, и после того как мы резко сменили место жительства, внутри образовалась пустота. Я понимал, что школе отдать больше нечего, начал искать альтернативу. Несколько месяцев проработал резчиком по дереву. Но стало ясно, что и это не мое. В один момент я сказал себе: "Хватит, буду заниматься туризмом".
Эта мысль, естественно, не просто так пришла. Она зародилась во время учебы в педагогическом институте, когда я проходил туристическую практику на Телецком озере. А потом уже во время работы в школе мы с друзьями решили сплавиться по Чарышу и смастерили допотопный плот из камер КамАЗа. Получилось замечательное путешествие.
— Конкурентами иногда становятся даже клиенты, которые поездили по курортам и поняли, в чем суть работы турагентства. Порой у таких людей есть деньги и собственные офисные помещения. Они открывают турфирмы, которые часто быстро погибают — только со стороны кажется, что все просто.
Чтобы открыть турагентство, действительно, требуется немного. С материалами, которые помогут в продажах, сейчас проблем нет. Это раньше мы умудрялись отправлять людей на Кипр, не имея ни одного буклета. Сегодня красочные каталоги доступны, у каждого есть возможность обучиться основам турбизнеса.
Сложность в том, что рынок в основном поделен. Новое агентство сталкивается с проблемой: как переманить клиентов? Вариантов немного. Либо демпинговать (большинство так и поступает), делая большие скидки. Либо выигрывать за счет профессионализма, харизмы менеджеров и неимоверной активности. Чтобы выйти на рынок, нужна реклама, и в этой теме тоже важно ориентироваться. Возможно, руководителю новой фирмы в первую очередь нужно быть хорошим маркетологом и только потом специалистом в области туризма.
— В чем-то согласен — многие агентства действительно живут по старинке, не развиваются согласно основным критериям бизнеса, без которых нельзя создать современную динамичную компанию. Видимо, это менталитет рожденных в СССР — перестроиться могут далеко не все. Им комфортно жить и работать, как семья: без бизнес-планов, жестких критериев, аттестаций, получать удовольствие от общения с туристами. Конечно, они думают о том, как получить прибыль, но не ставят себе задач заработать огромные деньги. А у некоторых компаний другое видение: они каждый год ставят перед собой все более высокие цели, создают филиалы, внедряют новые технологии.
Я не сторонник ни того, ни другого подхода. Мои амбиции, к счастью, не гипертрофированы — я тоже человек старой формации. К тому же понимаю, что, если захочу заработать большие деньги, придется принимать те правила игры, перешагивать через себя и в чем-то становиться рабом собственного бизнеса. Пойдя по второму пути, возможно, я выиграю в чем-то в будущем, но очень многим пожертвую в настоящем, в первую очередь — свободой. Но и плыть по течению, используя год от года наработанную клиентскую базу, я тоже не могу. Поэтому стараюсь придерживаться золотой середины.
— Когда в 1990-х "открылся занавес", начал развиваться шоп-туризм, за границу поехали люди, в поведении которых проявлялись далеко не лучшие человеческие качества. Многие, ощутив свободу, нагрянувшую на Россию, пускали ее по вектору вседозволенности и беспредела.
Как-то в Индии в приличном отеле, который российские шоп-туристы потом превратили черт знает во что, нам захотелось поиграть на гитаре. Мы наудачу начали обзванивать номера и с третьего раза попали — сами не поверили, но нашелся человек, который повез в шоп-тур музыкальный инструмент. Мы познакомились — оказался великолепный музыкант, который знаком со многими знаменитыми артистами. Попели песни и разошлись. А на следующий день узнали, что та компания "продолжила банкет". Они выпили, оседлали рикшу, издевались над ним, заставили отвезти в бордель, надебоширили и в итоге попали в полицейский участок, где свалили все на ни в чем неповинного индуса. В итоге им хватило совести отказаться от своих слов, рикша избежал тюрьмы. Это были самые интеллигентные люди в том окружении… Как вызывающе вели себя другие, лучше не вспоминать. Естественно, отношение к русским за границей резко изменилось, и этот шлейф тянется до сих пор.
Но сейчас другая ситуация — возможность выехать за рубеж есть у учителей, преподавателей вузов, студентов. Наши люди сейчас мало чем отличаются от граждан Европы — в России много достойных и культурных людей.
— Безусловно, путешествия обогащают. Но все зависит от человека. Когда я в 1990-е возил туристов в Горный Алтай, некоторые после беспробудного трехдневного пьянства перед отъездом восклицали: "О! А здесь еще и горы есть?!"
Исходя из собственного опыта, скажу, что путешествие может дать очень многое. Во-первых, это возможность увидеть новые места. Афоризм "Красота спасет мир" для меня больше, чем просто слова. Порой, живя в городе, мы не замечаем звезд, не видим восхода солнца. В путешествии такая возможность появляется — встать рано утром, выйти к морю, когда там еще никого нет, встретить рассвет. В такие моменты внутри происходит трансформация, ты входишь в какое-то новое качественное состояние, по-другому ощущаешь жизнь — она становится более наполненной. Так на человека действует не только красота природы, но и уникальная архитектура, шедевры живописи, религиозные святыни.
— Это нужно делать там, где есть рекреационные возможности — интересные и красивые места. В Алтайском крае только сельский туризм можно развивать практически в любом районе. Я не сторонник такого подхода, когда идея какого-то брэндового маршрута рождается наверху, а для ее реализации за уши начинают притягивать все остальное. Коль мы живем в рыночных условиях, подобная инициатива должна исходить прежде всего от местных туроператоров — им виднее, какими могут быть экономические перспективы. Также я противник создания вымышленных историй для привлечения туристов. Таких, как место обитания снежного человека или родина сибирского Деда Мороза.
— Сам турбизнес в России пока нельзя назвать высокорентабельным. Недавно из уст одного из руководителей Ассоциации туроператоров России прозвучала информация, что большинство крупнейших операторов работают в убыток, выживают за счет больших оборотных средств и кредитов. Да, есть страны, экономики которых держатся на туризме, но Россия не в их числе. Однако, несмотря на все сложности, туризм в стране, и в том числе на Алтае, развивается, перспективы есть. Правильно, что эта отрасль стала в нашем регионе второй по значимости после сельского хозяйства. Туризм развивает многие смежные сферы — гостиничное хозяйство, общепит и т. д. Средства, вложенные в туризм, рано или поздно окупятся. Нужно только более рационально использовать бюджетные возможности, создавать хороший инвестиционный климат, не поддерживать неэффективные проекты, чаще прислушиваться к практикам.
— В первую очередь страдает экология. Уже сейчас в некоторых районах, на мой взгляд, катастрофическая ситуация. Можно наблюдать такие картины: современная база на берегу красивой реки, а в километре от нее огромная смердящая помойка. Проблема утилизации отходов у нас до сих пор не решена. К нам приезжает огромное количество людей, и власти хотят, чтобы их было еще больше. Но чем больше туристов, тем больше отходов.
Когда Алтай преподносят на выставках как край, где есть уникальная природа, тишина и покой, и тут же сообщают, что нас ежегодно посещают миллионы людей, поневоле возникает недоумение. Нужно определиться с концепцией, нельзя обманывать людей, привлекая первозданностью, которой во многих местах Алтая давно нет и в помине.
— Нет. Я неприхотливый человек, хоть и ценю комфорт. Предпочту, сэкономив на разнице в цене, совершить новое путешествие.
— Я был в 36 странах, пока таких мест нет.
— В некоторые африканские страны.
— Я могу спланировать время так, чтобы в один вечер посмотреть футбол, а в другой сходить в ресторан. Но всему этому предпочту живой концерт классической или джазовой музыки.
— Конечно, я обращаю на него внимание. Особенно, когда пытаюсь допрыгнуть до баскетбольного кольца (улыбается). Но в душе этого не ощущаю, абсолютно. С годами качество внутренней составляющей жизни растет. Хочется надеяться, что так будет и дальше.
Александр Борисович Смирнов родился 14 ноября 1961 года в Костромской области. В 1979 году окончил Михайловскую среднюю школу, в 1983-м — БГПУ. До 1990 года работал в Усть-Пристанской средней школе преподавателем физкультуры и изобразительного искусства. С 1991 года — директор туристической фирмы "Плот". Дважды избирался на пост президента Алтайской региональной ассоциации туризма, сегодня — член правления этой организации.
Главные увлечения — путешествия, горные лыжи, чтение и музыка. Любимые места на планете — Байкал, пустыня Гоби и Гималаи.
Компания, которую возглавляет Александр Смирнов, в 2005 году выигрывала краевой конкурс в номинациях "Лучший туроператор" и "Лучший туристический маршрут", а команда туристов фирмы "Плот" в 2003 году становилась чемпионом России по спортивному туризму.
На маршрутах фирмы "Плот" побывали туристы более чем из 20 стран мира.