ноябрь 15, 2011
Проблема создания частных детских садов в Барнауле, которую в октябре уже поднимала редакция газеты "Ваше дело", вышла на уровень открытой дискуссии. Она состоялась в Алтайском бизнес-инкубаторе в рамках дискуссионной площадки "Успех". В центре внимания была Лариса Садуакасова, директор частного детского сада "Арлекино". Она выступила от лица предпринимателей, которые ведут подобный бизнес и сталкиваются с множеством проблем, основная из которых — поиск подходящих по СанПиНам помещений. Нельзя сказать, что разговор на этот раз вышел результативным для предпринимательницы.
Состоявшаяся дискуссия отличилась от предыдущих небывалым количеством чиновников в качестве выступающих. Представителей бизнеса на бизнес-площадке было лишь трое. Предпринимателей, не имеющих отношения к частным детским садам и способных оценить ситуацию со стороны, — один.
Отсутствие собственного здания — основная проблема, которую обозначила г-жа Садуакасова перед экспертами. За год своего существования "Арлекино" сменил три помещения по причине высокой арендной платы и отсутствия соответствующих условий по содержанию детей. Все остальное необходимое для полноценного функционирования частного детского сада у фирмы есть: специализированное оборудование, специалисты, уникальная в городе образовательная программа ТРИЗ (теория решения интеллектуальных задач).
За год работы компании удалось набрать около 30 детей. Как считает владелица "Арлекино", это хороший показатель на первом этапе. Тем более что максимальное количество "клиентов" для своего сада г-жа Садуакасова обозначает в 60 человек. Но постоянные переезды, разумеется, развитию фирмы мешают.
Анна Паутова и Наталья Шакирова подтвердили, что эти трудности — общие для всех организаторов подобного бизнеса. С проблемами аренды г-жа Паутова, руководитель центра семьи и детства "Растем вместе", сталкивалась неоднократно до того, как сумела приобрести для дела собственный дом. Паутова также отметила, что в редком случае милости со стороны муниципального жилищного фонда можно получить лишь помещение в очень плохом состоянии. А г-жа Шакирова добавила, что и с арендодателями все непросто: они нечасто соглашаются "иметь дело с детьми". Между тем аренда — основной в данном случае источник получения площадей для частников.
Большое количество госслужащих среди выступивших на площадке объясняется просто. Темой дискуссии обозначили "Частно-государственное партнерство в сфере дошкольного воспитания и образования: перспективы, возможности, варианты развития". Но когда после выступления частников слово взяли специалисты госорганов, стало понятно, что никаких возможностей, помимо грантов, тут по сути нет.
Специалисты городского комитета по образованию Ирина Ильина и Ольга Галанжа сообщили, что администрация Барнаула уделяет много внимания проблеме нехватки детских садов. Однако как только появляется возможность передать муниципальное помещение под такое учреждение, оно достается муниципальному же садику. Необходимость частной формы в этом секторе у специалистов вообще вызвала сомнение: ценник, который выставляют частники, они назвали подходящим лишь для небольшой части населения.
Лариса Багина, начальник отдела семейных форм воспитания детей краевого управления по образованию, указала на то, что у родителей все же должен быть выбор. И выразила восхищение разнообразием учебных программ, которые сегодня предоставляют только частные дошкольные организации. Однако с представителями городского комитета по образованию г-жа Багина согласилась. "Основные усилия государства направлены на то, чтобы обеспечить именно доступные для всех учреждения дошкольного образования", — подчеркнула она.
Информация от представителей Роспотребнадзора Марины Сизовой и краевого управления по труду и занятости населения Алексея Козырева оказалась, по мнению "ВД", и вовсе неактуальной для руководителя "Арлекино". Первая перечислила основные санитарные нормы и правила, которые должны учитывать бизнесмены, создающие частное дошкольное учреждение. Второй рассказал о той господдержке, которую могут получить предприниматели на этапе старта (давно преодоленном г-жой Садуакасовой).
Интересными по итогам бизнес-площадки можно назвать мнения двух экспертов. Первый — Сергей Андреев, руководитель Школы публичной политики. "Детские сады как бизнес — второстепенная для власти задача, — резюмировал он. — Поэтому вижу лишь два выхода. Найти помещение в школе, где есть место и под детский сад, либо спонсоров".
С ним согласился Олег Шелудяков, заместитель директора компании "Полимерпласт". "Инвестор, чтобы пойти на партнерство, должен быть вовлечен в вашу деятельность, — развил идею г-н Шелудяков. — Поэтому тут возможно взаимодействие с учреждениями, которые также занимаются образованием, например коммерческими языковыми центрами".
Героиня площадки не считает такое направление перспективным. "Зачастую те же барнаульские лингвистические центры сами заняты постоянным решением "квартирных вопросов", — утверждает она. — Проблема нашего города — высокая цена квадратного метра, а для начинающего бизнеса это самая затратная часть расходов".
Лариса Садуакасова несмотря ни на что уверена, что в будущем ее детский сад заработает в полную силу. Она уже нашла подходящее помещение площадью 300 кв. м, теперь ищет инвесторов для приобретения объекта в собственность. В Барнауле услуги частных детсадов не могут стать массовыми из-за достаточно высокой цены. Но это и не было целью: программа ТРИЗ, по которой учат детей в "Арлекино", не может быть реализована в группах по 30 человек. Поэтому героиня площадки "Успех" скорее склонна последовать совету Сергея Андреева, озвученному в финале мероприятия: "Вам придется самим решать свои проблемы. Потому что вы — бизнес".
Дискуссионная площадка "Успех" — форма поддержки малого бизнеса. Ее цель — обмен опытом между предпринимателями, развитие компетенций в различных сферах бизнеса и создание условий для общения предпринимателей. На июньской дискуссии героем выступил Артем Игнатьев, владелец компании Scarf. Экспертами — директор компании "Пасеки Предгорья" Сергей Зинченко, директор фирмы "Анмар" Александр Ханжин, директор креативной лаборатории Presentaция Елена Антипина, директор компании "СпортЛого" Анатолий Фирсов и другие представители бизнеса.