Зачем Алтайскому краю федеральный аграрный университет?

ноябрь 23, 2011

Во время визита в Барнаул Дмитрия Медведева губернатор Александр Карлин озвучил идею создания в крае федерального аграрного университета. По его словам, это должно "улучшить инфраструктуру региона и качество высшего образования". Президента предложение якобы заинтересовало, хотя конкретного решения пока не принято. Впрочем, на сегодняшний день авторы концепции аграрного вуза всероссийского значения пока что представляют свою идею в самых общих чертах. Насколько реален этот проект, обнародованный в предвыборный период? Какие преимущества сулит его реализация образованию и экономике края? 


Дмитрий Кудрявцев

Александр Карлин,
губернатор:

У нас есть целая сеть учреждений большой науки. И мы считаем, что весь этот мощный научно-образовательный комплекс может послужить серьезной основой федерального университета аграрного типа. Создание этого университета потребует дополнительных финансовых ресурсов.

Без рывка

Татьяна Абанкина,
директор центра прикладных экономических исследований и разработок Высшей школы экономики:

В период реструктуризации высшего образования сегодня среди всех вузов выделяются две ключевые группы: федеральные университеты и национальные исследовательские институты. Федеральный университет – ключевой, опорный вуз, который должен прежде всего решать проблемы региональной экономики. Он должен удовлетворять не только текущие, но и опережать будущие потребности территории, на которой он создается. В Алтайском крае аграрный сектор действительно является одним из ведущих, и, безусловно, укрепление профильного университета отвечало бы его потребностям.

Но есть один важный момент: на примере одного из районов края в 2010 году мы проводили исследование по образовательным, карьерным и миграционным предпочтениям сельских школьников. Так вот, ваши школьники не выбирают сельскохозяйственные специальности. Даже те, которые требуют высшего образования, – агроном, зоотехник и так далее. Поэтому, конечно, региону потребуется сделать определенные усилия, чтобы повысить привлекательность работы в аграрном секторе…

В данном случае важно, что университет, в некоторой мере теряющий привлекательность, может получить федеральную поддержку и за счет этого укрепить материально-техническую и исследовательскую базы, привлечь профессорско-преподавательский и научный состав.

Конечно, организационный период по реформации довольно долог. Одними из первых статус федеральных получили Сибир­ский и Южный университеты, и в обоих случаях речь шла об объединении, в одном – пяти, в другом – четырех вузов. Практика показала, что это процесс болезненный и не такой простой.

И если говорить о результате, то, разумеется, огромного рывка не произошло, но университеты получили очень большие средства – по два миллиарда рублей каждый – на реализацию своих программ. Эффект, может, будет нескоро, но важно уже то, что удалось привлечь эти ресурсы и кадры. Для региона это очень ценно, поэтому, я думаю, конечно, имеет смысл стремиться создать на своей территории такой университет. Все-таки это другое финансирование, политиче­ское внимание и так далее.

Была бы воля…

Сергей Макарычев,
ректор АГАУ:

Аграрный сектор Алтайского края ощущает острый дефицит квалифицированных кадров: на сельхозпредприятиях не хватает специалистов технологического и инженерного профилей, а у имеющихся кадров недостаточный образовательный уровень. Чтобы решить эту проблему, несколько лет назад краевая администрация предложила нам разработать концепцию единого аграрного образования. Мы предполагаем, что для этого потребуется объединить усилия всех сельскохозяйственных учреждений – так, как это сделано в США.

По планам вершиной регионального сельскохозяйственного конгломерата должен быть университет, средней его ступенью – техникум, нижней – профтехучилище. Сюда же могут войти институты повышения квалификации и учреждения научного профиля. Такая структура, конечно, позволила бы насытить наши предприятия квалифицированными специалистами.

Естественно, глобальные перемены требуют времени и финансов. 

Ведь нам необходимо модернизировать общежития, закупать новую технику, налаживать связь с предприятиями и т. п. Если правительство готово выделять средства, почему нет? Была бы политическая воля и финансы… Однако правительственного одобрения мы пока не получили.

А что изменится?

Андрей Кожанов,
руководитель крестьянского хозяйства "Партнер":

Не вполне понятна терминология: что даст громкий статус "федеральный вуз"?

Мне, например, очень нравится работать с нашими агрономами, основываясь на их мнениях, мы принимаем важные решения. Хотя проблемы есть. Во-первых, старые советские "запасы" квалифицированных специалистов уже, извините, заканчиваются. Нужно готовить новые. Их Алтайский аграрный университет выпускает в достаточном количестве, но в деревню эти люди, как правило, не возвращаются. Как их привлечь? Я считаю, в первую очередь в этом должен быть заинтересован бизнес, и, надо заметить, в этом отношении сегодня наблюдается достаточно сильное движение.

Во-вторых, сегодня руководителям нужны специалисты, способные работать с современными, и в том числе с импортными, техникой и технологиями. В этом вопросе возможности университета пока достаточно ограниченны – здесь готовят специалистов, которые работают на советской технике.

Так что перемены нужны, но какие? У меня нет стопроцентной уверенности в том, что присвоение федерального статуса что-то принципиально изменит.

В конце концов, если бизнесу чего-то не хватает – знаний, техники, специалистов, – все это можно купить. Например, у нас на предприятии с оборудованием работают доктора наук из Германии и Швеции. Что в этом плохого?

Петр I же тащил сюда все, в том числе специалистов, и не считал это унизительным…

Что с аграрным образованием?

Николай Коробейников,
заведующий лабораторией Алтайского НИИ земледелия и селекции сельскохозяйственных культур:

Выпускники приходят практически неподготовленными. Это говорит о том, что учебный процесс сегодня на довольно низком уровне. Я не знаю, с чем это связано: может, время такое, может, преподавательские кадры, может, сами студенты, может, все вместе.

Елизавета Пантелеева,
академик Россельхоз­академии:

Студентам не хватает производственных навыков, а преподавателям часов, чтобы все объяснить. Отсюда и слабое знание предмета. Но самая главная беда с трудоустройством. Вот, например, я преподаю плодоводство. Спрашиваю: "Где вы будете работать?". – "Где угодно, – но не по профессии". 

Нина Гаврикова,
агроном-семеновод Западно-Сибирской овощной опытной станции:

Сельское хозяйство в полном загоне. Что в такой ситуации может дать дополнительное финансирование аграрного университета? Само по себе – ничего.  Вы ведь видите, как мало у нас реально работающих предприятий. Даже люди моего возраста теперь уходят из профессии...