ноябрь 29, 2011
Барнаульский вагоноремонтный завод вступает в непростой период смены собственника. 23 ноября состоялся аукцион по продаже 100% минус одна акция завода. После продолжительных торгов победителем стала компания "Новоуголь". Она готова заплатить за ВРЗ 1,25 млрд. рублей. Газета "Ваше дело" попыталась выяснить, зачем кемеровской структуре понадобился крупный алтайский актив.
Барнаульский вагоноремонтный завод.
Дмитрий Кудрявцев
Смена собственника Барнаульского ВРЗ состоялась в рамках крупной распродажи непрофильных активов "Российских железных дорог". Средства от продажи акций "дочек" будут направлены на основные инвестиционные проекты перевозчика. Подводя промежуточные итоги реформирования отрасли на II съезде железнодорожников в Москве, где присутствовал корреспондент газеты "Ваше дело", президент РЖД Владимир Якунин отметил, что до 2013 года запланирована продажа пакетов акций 54 дочерних обществ.
В их число попали и несколько вагоноремонтных заводов — рославльский, саранский и барнаульский. Особый интерес активы вызвали у зерновых и угольных железнодорожных операторов, которые накануне столкнулись с кризисом из-за дефицита вагонов. Распродажа "дочек" РЖД оказалась для операторов как нельзя кстати — у них появился шанс получить собственную ремонтную базу и мощности для производства новых вагонов.
Поэтому за выставленное имущество РЖД развернулась серьезная борьба. Стартовая цена на Барнаульский ВРЗ составила 868,7 млн. рублей. На покупку предприятия претендовали пять участников: "РусТрансКом", "Кузбасская транспортная компания", "Новоуголь", "Первая вагоностроительная компания" и физлицо Нина Лозовая.
Из них по крайней мере три участника оказались серьезными тяжеловесами с амбициями на победу. Так, "РусТрансКом" является мажоритарным акционером компании "Русагротранс" — крупнейшего в России зернового железнодорожного оператора, парк которого насчитывает более 30 тыс. вагонов. Однако днем ранее этой компании достался более лакомый актив — Рославльский ВРЗ. Согласно информации базы данных "СПАРК", чистая прибыль последнего в 2010 году составила 127,3 млн. рублей, выручка — 4,695 млрд. рублей, прибыль до налогообложения — 171,3 млн. рублей. Пакет акций Рославльского ВРЗ был продан за 2,45 млрд. рублей при стартовой цене в 1,287 млрд. рублей. После этого "РусТрансКом" не стал биться за Барнаульский ВРЗ.
В результате основная борьба за актив развернулась между "Новоуглем" и "Кузбасской транспортной компанией" (КТК). Последняя принадлежит "Кузбасской топливной компании" и "Субуглеметтрансу" — еще одному крупному оператору грузоперевозок. КТК всерьез интересовалась Барнаульским РВЗ для создания собственной ремонтной базы. Однако когда аукционная цена перешагнула за 1,2 млрд. рублей, кемеровчане отказались от торга. "Мы изучили предприятие: оно старое, требующее капитальных вложений, обремененное обязательствами. Поэтому, когда цена значительно превысила начальную отметку, мы отказались от дальнейшего участия. Выгоднее и логичнее построить новый завод, что мы и планируем сделать в будущем", — заявил газете "КоммерсантЪ" Игорь Прокудин,директор КТК.
В итоге победителем стал "Новоуголь", который заплатит за завод 1,25 млрд. рублей — на 381,3 млн. больше стартовой цены.
Данный аукцион однозначно стал успешным и даже "сверхуспешным. Объясняется это и тем, что на конкурс заявилось несколько участников, и тем, что стартовая цена была многократно превышена. Безусловно, итоговая сумма удовлетворит РЖД, потому что она превышена многократно, и, вероятнее всего, в сочетании с другими аукционами, на которых РЖД в рамках реформы продает свое имущество, позволит перевыполнить план денежных поступлений на этот год, который составляет 150 млрд. рублей.
"Новоуголь" зарегистрирован в Горно-Алтайске, но самостоятельным игроком не является. Он входит в "ЮКАС-холдинг", который, несмотря на барнаульскую прописку, мало известен в местном бизнес-сообществе. Владелец компании Юрий Кочеринскийживет в Алтайском крае, но работает в Кемеровской области, где и сосредоточены основные активы компании. По данным журнала Forbes, бизнесмен сделал капитал в 1990-е годы на поставках угля из Кемеровской области на Алтай. Расплачивался бартером — продукцией заводов, расположенных в крае. В начале 2000-х Кочеринский приобрел кузбасские угледобывающие активы. Сегодня через группу компаний "ТалТэк" бизнесмену принадлежат две шахты и четыре угольных разреза. Суммарная мощность угледобывающих предприятий "ЮКАС-холдингa" составляет 3 млн. тонн в год.
Зачем угольщикам понадобился вагоноремонтный завод? Почти весь уголь компании идет на экспорт. Барнаульский ВРЗ должен стать недостающим звеном в транспортной цепочке, которая выстраивается в рамках вертикали по самостоятельному сбыту продукции. В 2007 году структуры Кочеринского приобрели у "Реновы" Виктора Вексельберга99% акций Кандалакшского морского торгового порта. А в начале 2011 года было создано транспортное предприятие "ТалТэк Транс", вагонный парк которого в настоящее время насчитывает 4 тыс. универсальных полувагонов.
"С помощью этой покупки "ЮКАС-холдинг" диверсифицирует свою деятельность, освоит выпуск новой для себя продукции, увеличит выручку, а также сможет лучше представить свою остальную деятельность клиентам БВРЗ, то есть синергия от приобретения распространится на весь бизнес холдинга", — полагает Дмитрий Баранов.
"Барнаульский ВРЗ будет интегрирован в бизнес группы компаний по перевозке собственных грузов и оказанию услуг по грузоперевозкам", — подтвердили представители ГК "ТалТэк".
В целом приход нового собственника можно считать позитивным событием для алтайской промышленности. К 2015 году структуры "ЮКАС-холдинга" планируют выйти на плановую мощность в 6 млн. тонн угля в год, что в два раза выше сегодняшних объемов. А это значит, что Барнаульский ВРЗ, который в последние годы переживал не лучшие времена и показывал убытки, получит гарантированные заказы на производство и ремонт вагонов компании.
С надеждой на нового собственника смотрят и власти Алтайского края. "Новый собственник вел предварительные консультации о развитии предприятия с краевыми властями. Он подтвердил свою готовность развивать в качестве основного направления производство полувагонов. Это необходимо ему для создания полноценной цепочки "уголь — вагон — порт". Теперь конкурс состоялся, и после встречи с владельцем ВРЗ его планы станут нам более понятными", — сообщил "ВД" источник в администрации края.
Барнаульский вагоноремонтный завод был основан в 1917 году на базе Главных железнодорожных мастерских, с которых начиналось строительство железной дороги на Алтае. Почти сто лет он принадлежал государству. И лишь в 2006 году было создано ОАО "Барнаульский ВРЗ", владельцем которого стала компания "РЖД" (99,9% акций). В настоящее время завод специализируется на ремонте железнодорожных вагонов различных типов и производстве полувагона модели 12-9780.
Выручка предприятия за 2010 год составила 1,51 млрд. рублей. Чистый убыток по итогам года — 159,5 млн. рублей. В качестве причин отрицательной рентабельности указывалось "увеличение цен на новые запчасти" и "увеличение доли накладных расходов на единицу продукции в связи с низким объемом производства, обусловленного дефицитом крупногабаритного литья". Запланированный на 2011 год объем инвестиций составил всего лишь 57 млн. рублей, причем с формулировкой "за счет амортизационных отчислений".
По данным на начало 2011 года, на заводе трудились 1436 человек. Среднемесячная зарплата — 18 844 рубля. Территория завода — 42,8 га. Общая площадь зданий — 72,3 тыс. кв. метров. Производственные площади — 53,7 тыс. кв. метров. Длина железнодорожных путей — 19,6 км.
Ремонт вагонов (шт): 2008 - 1378, 2009 - 1650, 2010 - 1477
Производство полувагонов (шт): 2008 - 1000, 2009 - 204, 2010 - 571.