март 1, 2005
Борис Макаренко, первый заместитель генерального директора фонда «Центр политических технологий» комментирует инициативу Михаила Евдокимова по созданию правительства Алтайского края.
- В России есть разные модели организации исполнительной власти на региональном уровне. В большинстве регионов губернатор одновременно по уставу и по практике является главой исполнительной власти. Если мне память не изменяет, в 14 регионах существуют правительства, и соответственно, там есть должность премьера – главы правительства.
Что дает наличие отдельного от главы региона главы правительства? При наличии правительства глава региона стоит как бы над всеми. Он имеет возможность «разруливать», «спихивать» ответственность на правительство, пользуясь народной поддержкой и популярностью.
Для практической работы это и раньше не имело большого значения, потому что, как президент у нас в стране определяет, кто и чем занимается в правительстве, из кого оно состоит, так и губернатор определяет всю жизнь региона.
С переходом на систему де-факто назначения губернаторов разница между этими двумя системами организации исполнительной власти в регионах становится еще меньше. У губернатора исчезает потребность в прямом общении с народом, потому что ему на выборы больше не идти.
Как в этом свете можно трактовать инициативу господина Евдокимова? Я думаю, что это политический маневр, связанный не с тем, как институционально будет организована исполнительная власть в Алтайском крае, а с тем, что и Евдокимов – человек пришлый, он долгое время не был связан с краем, и команда его имеет значительный «варяжский» компонент. Столкновение этой новой команды с краевой политической и хозяйственной элитой уже вызвала достаточно серьезные трения. Поэтому предложение создать правительство – это предложение компромисса, потому что правительство – это отдельный институт, и в рамках него можно как-то делить власть, посты, ответственность.
Пошел на это губернатор очевидно потому, что почувствовал достаточно сильное давление, сопротивление и угрозу потери управляемости краем вообще. Сможет ли институт правительства стать некой палатой согласования интересов традиционной элиты и новой команды, мне судить трудно.
В связи с этими событиями вспоминается старый анекдот про то, что у любого начальника есть три конверта. При первом кризисе вскрывается первый. Там написано: «Вали все на предшественника». Этот этап господин Евдокимов уже прошел. Сейчас пришло время для вскрытия второго конверта. В нем содержится рецепт: «Затей масштабную реорганизацию». До третьего конверта, в котором написано «А теперь уходи» дело еще не дошло.
Практика первых подтверждений полномочий действующих губернаторов уже показывает некую непредсказуемость этого процесса. Если, допустим, результат досрочного запроса о доверии президента со стороны Дарькина (Приморский край) и Собянина (Тюменская область) легко просчитывался, то положительное решение президента по кандидатурам курского губернатора коммуниста Михайлова, который побил на выборах ставленника федерального центра, и амурского губернатора Короткова, фигуры достаточно слабой, было почти непредсказуемо.
Еще три недели назад я бы сказал, что в случае постановки Евдокимовым вопроса о доверии президента, я бы сказал, что шансов на успех очень мало. После назначения Михайлова и Короткова я стал гораздо более осторожен.
Эти губернаторы пошли на риск, поставили перед президентом вопрос о доверии, рассчитывая только на то, что у центра не готов кадровый резерв. Утвердят – не утвердят, губернатор должен чувствовать нутром. А вдруг есть кандидатура, а вдруг этот конкретный губернатор настолько не нравится центру, или у него там нет «адвокатов», что поставят какую-то переходную фигуру – только чтобы не он.