Признание на федеральном уровне. Алтайский край должен стать крупным туристическим центром

декабрь 14, 2011

Проблемы туристско-рекре­а­ци­онной отрасли обсудили на международной конференции по формированию туристского продукта курортных территорий, которая проходила с 5 по 7 декабря в городе-курорте федерального значения Белокуриха. Опытом делились первые лица из регионов России, делегаты из Чехии, Словении, Болгарии, Венгрии, Литвы, руководители туристических фирм, представители санаторно-курортных комплексов.

Выбор места для проведения мероприятия не случаен. Алтайский край является центром развития санаторно-курортной отрасли в Сибирском федеральном округе и одним из самых перспективных регионов России для развития сферы путешествий и отдыха.

Михаил Щетинин,
заместитель губернатора Алтайского края:

Эта конференция означает признание региона на федеральном уровне.

Алтай уникальный

В первый день конференции делегаты из заграницы делились своим опытом продвижения и ведения санаторно-курортной отрасли. По словам Аллы Пересоловой, руководителя программы по Шелковому пути Всемирной туристской организации ООН, в настоящее время на мировом рынке существует устойчивый спрос на такие направления, как Алтай. То есть те места, которые сохраняют свою экологию, остаются привлекательными не только с точки зрения исторического наследия и природной красоты, но и благодаря доброжелательности и гостеприимству людей, которые здесь живут.

Но у Алтайского края есть и свои уникальные преимущества. Известно, что в крае сложились богатые санаторно-курортные традиции. Однако рынок лечебно-курортного туризма претерпевает изменения. Это связано с характером спроса на лечебно-оздоровительные услуги. В моду входит образ здорового человека — в основном среди людей среднего возраста, которые ограничены во времени. Для них разрабатываются программы, способные за короткий срок поднять жизненный тонус и восстановить силы. Например, в санатории "Россия" находится реабилитационный центр сборной команды России по плаванию. Аналогичные комплексы есть почти в каждом санатории города-курорта Белокурихи.

Вместе с тем Алтайский край как курортная территория не ограничивается предложением классических услуг. В настоящее время край активно поддерживает и продвигает уникальный продукт — пантолечение на базе оздоровительных центров и пантоводческих хозяйств края. Пантолечение на Алтае уже имеет своих приверженцев. Для развиятия этой отрасли создан специальный фармацевтический кластер, в состав которого входят многие фармацевтические предприятия края.

Новыми масштабными проектами обещают стать автотуристический кластер "Золотые ворота" и туристско-рекреационный кластер "Белокуриха-2". Два этих объекта вошли в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма Российской Федерации (2011–2018 годы)".

Григорий Саришвили,
заместитель руководителя Федерального агентства по туризму:

Сомневаться в привлекательности и значимости этих проектов не приходится. Поэтому я думаю, что федеральный центр будет оказывать материальную поддержку и поможет привлечь интерес наших зарубежных партнеров. К таким проектам мы не можем остаться равнодушными.

Проблемы решаемы

Важно не только предложить туристу интересную программу, но и суметь привлечь его. Этому вопросу и другим проблемам в сфере лечебно-оздоровительного туризма России был посвящен второй день конференции.

Вернуть туриста, который уже выезжает восстанавливать здоровье за рубеж, на отечественные курорты сложно, сошлись во мнении участники конференции. Но выход есть. Решением, по мнению некоторых участников, должно стать создание единого реестра санаторно-курортных организаций и курортов. Он должен включить в себя подробную информацию обо всех особенностях курортов, лечебных факторах, методиках лечения и противопоказаниях к ним. Создав этот реестр и сделав его доступным, можно будет устранить брешь в информационном поле.

Вторая большая проблема — отсутствие врача в цепочке взаимодействия туриста, турфирмы и санатория. Лишь 8% туристов выбирают курорт по назначению лечащего врача. Чаще люди едут по чьему-либо совету или по рекомендациям менеджеров турфирм. Но сотрудник турфирмы не должен давать советы, не зная особенностей здоровья туриста. Все рекомендации по выбору санатория должен делать врач. Для этого нужно работать с врачами поликлиник, но медикам, к сожалению, не хватает знаний в сфере курортологии. Поэтому необходимо решить вопрос дополнительного образования врачей. И самое главное — необходима площадка для регулярного общения и обмена опытом врачей, принимающих здесь, на курортах, и медиков, направляющих на лечение.

Как увеличить турпоток на Алтай?

Михаил Щетинин,
заместитель губернатора края:

Первое, что нужно сделать, — это снизить тариф на пассажирские авиаперевозки из Москвы до Барнаула. Снижение цен на авиаперелеты окупится на обороте: цена будет ниже, а пассажиров больше, и потерь авиаперевозчики не понесут. Увеличение турпотока будет зависеть и от количества мест размещения, и от цены на услуги. У нас количество мест размещений постоянно растет. И даже несмотря на то что цена на авиаперевозки пока не падает, поток увеличивается за счет продвижения нашего продукта на региональных и зарубежных рынках. Если в 2005 году наш край посетили 400 тыс. человек, то в 2010-м — уже 1,18 млн. человек. По нашим прогнозам, турпоток в этом году составит около 1,3 млн. человек и на 10% превысит показатели прошлого года. Мы рассчитываем, что после введения в эксплуатацию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" турпоток вырастет в два-три раза.

Мост, кольца и кластеры

Минувший год стал знаковым для развития туристической сферы Алтайского края и богатым на события. Газета "Ваше дело" подготовила обзор наиболее значимых объектов показа и инфраструктуры, которые появились в крае в минувшем году.

Мост через Катунь и автодорога, ведущая в ОЭЗ "Бирюзовая Катунь"

Движение по мосту открылось в июне текущего года, объект рассчитан на эксплуатацию в течение 80 лет. Мост позволит обеспечить связь между "Бирюзовой Катунью", игорной зоной "Сибирская монета", курортами Белокурихи, ОЭЗ "Алтайская долина" и с природным парком Ая. На строительство объектов краевым бюджетом было выделено 990 млн. рублей.

За время возведения моста были выполнены работы по сооружению монолитных опор, сборке, сварке и надвижке металлоконструкций пролетных строений, укреплению конусов, а также возведению насыпи на подходах. На мосту построены тротуары шириной 1,5 м. Протяженность моста составляет 198,5 метра, ширина — десять метров.

Трасса "Алтайское — Ая — Нижнекаянча — Бирюзовая Катунь" является дорогой регионального значения. Ее общая протяженность составляет 54 км, ширина асфальтового покрытия — более восьми метров. Вдоль всей дороги проложен тротуар шириной более двух метров. Дорога призвана обеспечить быстрый и комфортный проезд в особую экономическую зону "Бирюзовая Катунь".

Малое золотое кольцо Алтая

Этот туристический маршрут должен стать брэндом края. С июля по "Малому золотому кольцу Алтая" проехали уже около 1 тыс. туристов, в том числе из других регионов. Высокую оценку "кольцу" дали и представители турагентств края. В администрации края со следующего года планируют поставить этот маршрут на регулярную основу и прогнозируют увеличение интереса туристов.

Маршрут состоит из следующих объектов: село Стан-Бехтемир (санаторий "Рассветы над Бией"), Бийск (серия экскурсий), "Уикэнд-парк" в селе Лесном, село Новотырышкино (экскурсии, в том числе на "Конный двор"), туркомплекс "Бобровая заимка" в селе Солоновка, курорт "Белокуриха", село Алтайское, село Сростки, маральник "Каимское", сплав от села Манжерок до села Ая, "Бирюзовая Катунь".

Большое золотое кольцо Алтая

Это новый межрегиональный трансграничный туристический маршрут, концепция которого активно разрабатывается. Планируется, что маршрут будет включать в себя посещение четырех городов и 22 районов края, а также предполагает выход на Новосибирскую, Кемеровскую области, Республику Казахстан. Протяженность маршрута составит 1387 км. Создание нового туристического маршрута в крае — не только важный фактор продвижения туризма, но и масштабный проект социально-экономического развития муниципальных образований.

Разработку проекта планируется завершить уже в этом году, а с 2012 года начнется активное продвижение. Отраслевые эксперты считают, что идея способна "выстрелить", — туристы из соседних регионов, а также из центральной части России и из-за рубежа вполне могут заинтересоваться турпродуктом.

Белокуриха-2

За счет Истровско-Черновского месторождения термальных вод, открытого в Смоленском районе, планируется расширение известного курорта "Белокуриха". Открытие этого источника стало основой для строительства на прилегающей территории туристско-рекреационного кластера "Белокуриха-2", вошедшего в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)".

Сегодня специалисты профильного института завершают проработку материалов, необходимых для утверждения курорта регионального значения. "Белокуриха-2" особенно интересна, поскольку ее создание, в том числе и строительство различных объектов начнется с чистого листа. Инвесторы смогут вложить деньги как в малоэтажную застройку, так и в объекты среднего уровня, эконом-класса, то есть со­здать курорт, доступный для разных социальных групп населения.

Бийский туристический автокластер

Туристический кластер "Золотые ворота Алтая" планируется построить на въезде в Бийск. На земельном участке площадью 57 га должны разместиться туристско-деловой и торгово-развлекательный центры, автозаправочный комплекс, кемпинг с автостоянкой, СТО, кафе быстрого обслуживания, ресторан, гостиница, будет воссоздан первый бийский острог.

По оценке разработчиков федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)", благодаря запуску этого автокластера турпоток через Бийск может вырасти до 1,2 млн. человек в год. "Золотые ворота Алтая" свяжут много других туристических проектов. Так, кластер станет отправной точкой маршрута "Малое золотое кольцо Алтая". С него же, по планам разработчиков, должны начинаться экскурсионные маршруты по Бийску. Средства в размере 360 млн. рублей будут выделены из федерального бюджета. Дополнительно планируется привлечь средства инвесторов в размере 1 млрд. рублей.

Материал подготовлен при содействии управления Алтайского края по печати и информации.