декабрь 16, 2011
То, во что отказывались верить многие военные летчики, случилось. Правительство России распорядилось открыть знаменитый подмосковный военный аэродром Кубинка для выполнения международных полетов гражданских воздушных судов. Большую часть авиабазы в 2010 году на организованном Министерством обороны аукционе выкупил миллиардер Сулейман Керимов. Об этом сообщает 16 декабря.
Кубинка миллиардеру понадобилась, чтобы возвести на ней терминал для бизнес-авиации. Действительно, очень удобно. Отличное летное поле, много места для самолетных стоянок, да и Москва под боком. Но на Кубинке по сей день базируются наши уникальные пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи", летающие на серийных фронтовых истребителях Су-27 и МиГ-29. Мастерством их пилотов восхищалось полмира. И очень многие обоснованно опасаются, что и "Стрижи", и "Витязи", скорее всего, теперь отлетались.
История вопроса такова. С 1938 года Кубинка практически полностью использовалась только военными самолетами. В 1993 году сюда перевели часть боевых машин и управление самой мощной в наших ВВС в тот период 16-й воздушной армии, выведенной из Германии. Армия эта стала стержнем противовоздушной обороны Москвы. Но быстро усохла вначале до авиационного корпуса, а потом и вовсе перестала существовать. Сегодня на аэродроме остались Центр показа авиационной техники имени Ивана Кожедуба, в который входят пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи", ОАО "121-й авиационный ремонтный завод", 226-й отдельный смешанный авиационный полк (вертолёты Ми-28, Ми-8, самолёты Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ту-134) и учебно-спортивная организация Кубинский АТСК РОСТО. Для огромной авиабазы - слезы.
В 2009 году в рамках программы приватизации премьер-министр Владимир Путин исключил Кубинку из перечня аэродромов совместного базирования.
В 2010 году земельный участок размером 46 гектаров (весь аэродром занимает 60 гектаров) с прилегающей инфраструктурой за $7 млн на тендере Минобороны выкупил Керимов для осуществления своих бизнес-проектов. ООО "Нафта-Москва", которая управляет его активами, планирует возвести на базе пока еще боевого аэродрома международный бизнес-терминал. Объем требуемых инвестиций оценивается в сумму миллиард долларов. Уже к 2018 году предполагается преобразование Кубинки в гражданский аэропорт.
Что теперь будет со "Стрижами" и "Витязями"? Этого, похоже, не знает никто. Генералы, да и сам министр обороны РФ Анатолий Сердюков не раз говорили о том, что не допускают и мысли о расформировании прогремевших на весь мир пилотажных групп. Но по гарнизону, да и не только по нему, давно ползут слухи, что постепенно военных выставят с аэродрома. Скорее всего, переведут в Липецк. Без сомнения, это и будет конец. В то, что все до единого здешние асы немедленно возьмут под козырек, побросают подмосковные квартиры и отправятся с семьями туда, где их никто не ждет, верится слабо. Рапорт на увольнение хотя бы нескольких означает, что крутить в небе на истребителях немыслимой сложности фигуры группового пилотажа уже не получится. Невероятная слетанность групп, чтобы от крыла до крыла - всего пара метров, достигается годами. Заменить выбывших долго не получится.
О том, какие последствия будет иметь передача Кубинки коммерсантам, корреспондент "СП" поговорил с заслуженным летчиком-испытателем, Героем России полковником Магомедом Толбоевым:
"СП": - Вы еще недавно заявляли, что едва ли не в одиночку бьетесь за Кубинку. Выходит, проиграли?
– Да, выступал и на телевидении, и по радио, и в газетах. Но я не могу противостоять правительству России. Высказывал и высказываю свое мнение – мнение офицера Российской армии, полковника Военно-Воздушных сил, который уважает свою русскую авиацию. Когда ее уничтожают – это боль души. За что и почему русскую авиацию пытаются уничтожить всеми путями, я не понимаю. И вот сегодня этот карательный меч достиг Кубинки.
"СП": - Каково значение этого аэродрома?
– Кубинка – это несущая конструкция всего бывшего Московского, а теперь Западного военного округа. Это не только аэродром. Это, например, еще и подземные базы. От Кубинки до Кремля ведет прямая подземная железная дорога. А теперь вся эта инфраструктура попадает в руки коммерсантов.
"СП": - Сколько единиц военной авиатехники там пока базируется?
– Точно не могу сказать. Но их количество измеряется сотнями: это "Русские витязи" на Су-27, это "Стрижи" на МиГ-29, это "Русские гусары" на Су-25. Поймите, Кубинка – это фундамент нашей авиации.
"СП": - Если этот аэродром собираются преобразовать в гражданский аэропорт к 2018 году, куда перебазируют "Стрижей" и "Витязей"? Или они останутся там же?
– Их будут перебазировать под Липецк.
"СП": - А сами летчики туда поедут?
– Этот вопрос я тоже поднимал. Люди уже привыкли, ужились, обустроились, а теперь им куда-то сниматься с места. Военного человека обидеть ничего не стоит: в силу своей присяги он не может сопротивляться. "Тяготы и лишения переносить достойно" – так написано в уставе, и мы это выполняем. Но бизнесмены этим пользуются. У них и так все хорошо, но лучше бы они этим военным летчикам дали землю под дачи в Подмосковье. Военные – эта самая оскорбленная часть населения России.
"СП": - То есть, отдавая Кубинку под коммерческое использование, мы ставим под угрозу существование элитных пилотажных групп?
– У всех уважающих себя стран помимо национального герба, гимна и флага, существует своя национальная пилотажная группа: у испанцев, у итальянцев, у французов, американцев. Они летают от имени своего государства, своего народа и президента. Наших – уничтожают. В 90-х годах мы с Анатолием Квочуром летали с этими группами по всему миру: Америка, Южная Африка, Тайланд, Австралия – в самые трудные времена мы показывали, что Россия жива. И сегодня нам говорят "Вы никто". Для меня лично как офицера русской армии это оскорбительно.
"СП": - Как перевод с этого аэродрома скажется на подготовке пилотажных групп.
– Плохо скажется, потому что единая система будет разрушена. У нас уже нет авиации: 3-4 самолета за год построили, и сразу "Ура!" по всем каналам. Нам таких самолетов нужно не 3-4, а 1304!
"СП": - Какие авиабазы теперь будут ближайшими к Москве?
– Ближе Воронежа и Липецка ничего не будет.
"СП": - А что с летной школой, с обучением новых летчиков?
– У нас четыре года не было набора курсантов, которые должны прийти на смену нынешним летчикам. Только в этом году министр обороны разрешил возобновить набор. Я вообще ничего не могу понять: территория России – это не Швейцария, и не Ватикан. Это огромная страна, которой нужна соответствующей мощи авиация. Югославию разгромили авиацией за двадцать с лишним дней, не вводя в нее ни одного солдата НАТО. Ливию разгромили авиацией, Ирак – тоже. Все зависит от Военно-Воздушных сил. Поэтому русскую авиацию надо сохранить и поднимать не единичными покупками, а масштабными.
"СП": - А кто теперь будет обеспечивать защиту неба Москвы?
– Да никто не будет. У России сегодня только одна надежда - на ядерные ракеты.