Сибирским ритейлерам рассказали о недвижимости, кадрах и автоматизации

декабрь 21, 2011

В Новосибирске 8 декабря прошла отраслевая конференция Siberia Business Retail-2011. В этом году мероприятие имело не совсем стандартный формат. Если раньше представители розничных компаний сами оценивали рынок и перспективы его развития, то на этот раз они за редким исключением были только слушателями. Перед ними выступали представители консалтинговых компаний, бизнес-тренеры, поставщики торгового оборудования и т. д.

Не хватает площадей

Несмотря на то что само название конференции предполагало межрегиональный масштаб, в числе экспертов оказались представители исключительно новосибирских компаний. В выступлениях некоторых из них звучали оценки сибирского рынка в целом. Речь в основном шла о традиционно проблемных для ритейла вопросах: недвижимости, кадрах, эффективности магазинов и качестве обслуживания.

Александр Назаров, директор компании "Назаров и партнеры. Коммерческая недвижимость", дал ряд радикальных оценок текущему состоянию рынка торговой недвижимости. По его словам, сегодня ритейл оказался под влиянием жесткого дефицита не только качественных площадей, но и торговых помещений в целом.

Александр Назаров,
директор компании "Назаров и партнеры. Коммерческая недвижимость":

В Новосибирске он отмечается уже в течение полугода, и ситуация проецируется на все сибирские города. Наполняемость торговых центров приближается к 100%.

В подтверждение эксперт привел показатели пиковых цен покупки и аренды квадратного метра торговой площади в Новосибирске. "В проходном месте купить кв. метр площади можно за 300 тыс. рублей, цена аренды "топовых" мест в стрит-ритейле доходит до 4 тыс. рублей за кв. метр (средние ставки 2,5–2,7 тыс. рублей)", — отметил Александр Назаров.

Елена Ермолаева, директор компании Rid Analytics, не вполне согласна с такой оценкой. По ее словам, емкость новосибирского рынка увеличивается. К примеру, в текущем году здесь открылся такой крупный объект как "Аура" (площадь более 150 тыс. кв. метров).

Александр Горячев,
директор ГК "Центр операций с недвижимостью":

Барнаул точно не входит в число городов, которые имеют такие ставки по аренде и продаже торговой недвижимости. Дефицита торговых помещений сегодня также не наблюдается. В управлении нашей компании находятся два довольно крупных торговых центра, и движение арендаторов в них происходит непрерывно. Что касается наполняемости, то в любом торговом центре, где работает адекватная управляющая компания, наполняемость составляет 90%. Найти свободное место при желании можно.

По данным краевого Управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, сегодня стационарные торговые объекты края заполнены только на 88%. Согласно оперативным данным Rid Analytics, предложение по продаже на вторичном рынке торговой недвижимости Барнаула в III квартале текущего года подорожало на 6,1% и составило около 40 тыс. рублей за кв. метр (максимальная цена — 161 тыс. рублей). Цена аренды — 463 рубля за кв. метр (максимальная цена — 1,5 тыс. рублей).

Зарплатные аппетиты

Еще одна тенденция, которая всегда сопровождала рынок ритейла, но на прошедшем мероприятии была отмечена особо, это кадровый дефицит. Алена Алферова, директор компании HeadHunter по Сибири и Дальнему Востоку, привела неутешительную статистику: почти 30% компаний Западной Сибири заинтересованы в специалистах из розничной сферы, но лишь 15% соискателей готовы в ней работать. "Грустнее ситуация только в сфере страхования", — говорит Алена Алферова.

При этом соискатели значительно завышают ожидаемую зарплату в своих резюме. Так, в III квартале текущего года запросы по зарплате по специальности продавец-консультант в среднем по Западной Сибири составляли 22 тыс. рублей, при этом работодатели были готовы предложить только 17,5 тыс. рублей.

"Приведу пример одной розничной компании в Красноярске. 30% сотрудников она привлекла посредством рекомендаций уже работающего персонала. Поэтому я советую компаниям работать с внутренней атмосферой, тогда упомянутая система действует очень хорошо", — предложила Алена Алферова.

Ряд докладов конференции был посвящен процессу автоматизации торговли, а также технологическим новинкам, которые позволяют увеличить эффективность работы торгового предприятия.

Платон Курченко,
руководитель отдела прямых продаж компании "Штрих-М":

В связи с ростом количества магазинов, их ассортимента, поставщиков, переходом на формат самообслуживания любой владелец бизнеса понимает, что реальная целостная картина состояния дел может быть получена только при использовании компьютерных технологий. Вопрос заключается только в том, какую именно выбрать технологию, програм­мное обеспечение и интегратора.

По его оценке, к традиционной системе продаж сегодня не вернется ни одна компания, которая автоматизировала систему. По подсчетам эксперта, при качественном управлении потоками товаров можно увеличить прибыльность на 50–70% за счет увеличения доходности или снижения расходов.

Юлия Ступакова, руководитель проектов компании "Люди дела", также рассказала о системе контроля качества обслуживания клиентов. Она пока еще не используется в российском ритейле, но у участников конференции вызвала интерес. Специальное оборудование позволяет каждому покупателю дать оценку скорости обслуживания, вежливости и т. д. В целом каждый из экспертов конференции подчеркнул, что как в кризисный, так и в посткризисный периоды наиболее актуальными для ритейла остаются вопросы эффективности каждого отдельного магазина.

"Рынок эквайринга консолидируется"

Маргарита Медведько, директор новосибирского филиала UCS ГК Global Payments, рассказала, что платежные системы ужесточают правила игры на рынке. В перспективе это может сказаться на работе торговых сетей, которые в основном пользуются банковским эквайрингом, чтобы покупатели имели возможность рассчитываться пластиковыми картами.

— В России эквайринг развивают 650 банков. К сожалению, кроме UCS и частично Сбербанка ни один из российских эквайров не соответствует требованиям платежных систем. Стандарт безопасности данных индустрии платежных карт (PCI DSS) был принят около трех лет назад. Он нацелен на то, чтобы человек, который сегодня рассчитался в вашем магазине своей карточкой, был уверен, что завтра с его счета не исчезнут деньги.

Тенденцией последнего времени был демпинг со стороны банков. К нашей радости, банки наконец поняли, что работают в убыток. Около полутора лет длились переговоры нашей компании с "Альфа-Банком", и в итоге 20 ноября текущего года состоялась первая сделка в России, когда крупный банк продал свой эквайринговый портфель профессиональной эквайринговой компаний UCS. Другие банки также обращаются к нам с подобными предложениями.

— В чем заключаются стандарты безопасности, которые устанавливают платежные системы?

— Во-первых, данные карт нельзя хранить в торговой точке. Те кассовые решения, которыми располагают банки, подразумевают, что терминал, по которому прокатили карточку, завязан на сервер. При желании хакеры или сотрудники магазина могут посмотреть данные карты и воспользоваться ими. В системном блоке компьютера имеется ключ, который дешифрует информацию, чтобы она уходила чрез Интернет в процессинг. Ключ также сохраняет данные, когда они проходят через компьютер. Кроме того, для шифровки данных банки задействуют не те протоколы, которые сейчас разрешаются к использованию платежными системами.

Платежным системам отвели переходный период до 1 июля 2012 года, чтобы кассовые решения были приведены в соответствие со стандартами безопасности. Это довольно трудоемкий и финансово затратный процесс. Поэтому торговым компаниям стоит поинтересоваться у своих эквайров, соответствуют ли их кассовые решения стандарту безопасности и смогут ли они работать после 1 июля 2012 года.

— Нужно заменить программу или сам терминал?

— Речь идет о программном обеспечении. Оно достаточно сложное, его нужно написать и протестировать. У банков нет ресурса, чтобы сделать это так быстро. Ведь это не основной их бизнес.

— Как будут действовать платежные системы по отношению к эквайрам, которые не соответствуют их требованиям?

— К дедлайну около 30% эквайров не будет соответствовать требованиям платежных систем. Именно поэтому банки пытаются продавать эквайринговые портфели. Это даст им возможность заработать и в то же время избавиться от проблем. Я думаю, что платежные системы будут отбирать у остальных банков лицензии на эквайринговую деятельность.