декабрь 29, 2011
– По одной из легенд, в этих местах постоянно перекапывали землю в поисках сокровищ, – рассказывает художник Андрей Покидаев, – а ведь главный клад – это уклад жизни, который был у здешних людей, их ремесла.
В Смоленском районе появился хутор мастеров.
Олег Богданов
Мы едем в Перекоп мимо Солоновки, мимо заснеженного кержацкого кладбища, где над могилами высятся мощные раскидистые деревья. Кажется, дальше ничего нет, только снежное поле да скалы Толстуха и Оструха. Но поднимаешься на пригорок и видишь дымки маленького – в 50 домов – поселения, будто спрятавшегося от большого мира.
Когда-то здесь жили старообрядцы. Путешественники описывали их как крепких хозяев, умеющих строить добротные дома, чистоплотных и гостеприимных. Сохранилась местное напутствие "Странника накорми! Гостя доброго проводи с почетом, а плохого так, чтобы ничего не украл".
– Сейчас старообрядцы померли многие, – говорит Мария Черданцева, старожилка поселка. Она сидит, прижавшись спиной к печи. Рядом греется кот Кузя.
– Русская печка – это не духовка. В ней и стряпушки другие. Только не поглянулось мне, что ее высоковатой сделали. Печники уже не те, – качает головой Мария Афанасьевна, – старинные уменья теряются. Раньше-то почти все мастеровитые были. Вот я умела и прясть, и вязать – если подождете, похвастаю.
Кружевное покрывало, выскользнувшее из неволи комода, мгновенно делает горницу свадебной.
– Недавно молодые заходили, просили показать, как крючком вязать, про старую жизнь рассказать, – гордо улыбается баба Маша. – Спрашивали даже про старинные роды. А меня мама в поле родила и пошла стог дометывать. Дедушка матерился: "В бога мать, куда полезла!" А та отвечает: "Так, тятенька, тучи заходят..." Все рассказала этим молодым, которые хотят старый стиль вспомнить да возродить. Сюда в последние годы молодых тянет. К приезжим по-разному относятся, как только ни называют. А по мне, они люди как люди. Такие же, как мы, и лучше даже.
У каждого нынешнего новосела своя история встречи с Перекопом.
– У нас была однокомнатная квартира в Нижневартовске, взятая в ипотеку, – рассказывает Татьяна Ерыгина. – Ипотека висела как хомут, и однажды мы решили с этим хомутом покончить. Запланировали с мужем переезд в деревню. Смотрели дома в Свердловской, Кемеровской, Калужской областях, почему-то не находилось по душе. А в апреле я приехала сюда, взошла на этот пригорок, посмотрела вниз и поняла: "Все, я дома".
Татьяна кивает на сына, который радостно носится по сугробам.
– Ребенок доволен, что находится на свежем воздухе со сверстниками. Нас не пугает ни то, что воду приходится носить из колонки, ни туалет на улице, ни бабушка-соседка, фантазирующая слухи от скуки. Это все только бодрит.
Бодрит Татьяну и огород аж на 70 соток. По осени посадила кедры, которые привезла из Топольного, планирует разбить сад.
– А потом еще вязать буду, – добавляет бывшая горожанка. – Я хорошо вяжу.
Бийчанин Владимир Васильев влюбился в здешние места, когда приехал на фестиваль "Поющая Песчанка". Три года назад они с женой переехали в Перекоп, а в этом году начали строить себе дом.
– Проект дома придумал сам, – рассказывает Владимир, – взял много идей из старинного зодчества. В моем доме, к примеру, будут мощные балки, как в старину. Оказывается, тогда строили лучше, чем сейчас.
Когда Васильевы уезжали из города в сторону Солоновки, их предупреждали: мол, там народ отчаянный и могут быть трения.
– Но старожилы меня приняли очень хорошо, даже не ожидал, – говорит собеседник, своей сединой и бородой сам похожий на старообрядца. – Большая помощь от них. И про обычаи рассказывают. В первый год, когда у нас огорода не было, продукты со своих грядок просто так приносили.
Построив дом, Владимир решил заниматься возрождением русских ремесел:
– Много иностранщины сейчас, забыли русское, самобытное. У меня и самого пока знаний маловато. Хочу книги о старинных ремеслах изучить, через душу пропустить и заняться деревянным зодчеством. Супруга моя искусно вышивает, мама прядет. Надеюсь, потом и дети к нам подъедут.
– Мы в этих местах еще 16 лет назад приобрели домик деревенский, – рассказывает художник Андрей Покидаев. – Все детство моих четырех детей прошло на природе. Когда сыновья Евгений и Николай поехали в город, я внутренне осознавал, что не имею права препятствовать, что это их выбор. Но переживал, чувствовал, что это не их путь. Благо, они и сами поняли это и вернулись. Евгений в городе крутил рулетку в казино. Сейчас он за другим кругом – гончарным, который в отличие от рулетки всегда приносит только выигрыш. Николай тоже этим увлекся. Летом мы откроем в Перекопе гончарную мастерскую.
Андрей подозревает, что творческий дух маленького Перекопа победил призрак рулетки, который несколько лет бродил в этих местах. Когда заговорили об игорной зоне, о "Солоновке-Сити", и старые, и новые жители поселка испугались: "Не дай бог".
– Я задавал себе вопрос: что делать дальше? – рассказывает Андрей. – Один человек в ту пору попросил меня написать образ Божией Матери. И когда я его писал, можете верить, можете – нет, будто кто-то приложил рупор к голове и громко произнес: "Буква и слово". Сначала я был в шоковом состоянии, потом стал раскладывать алфавит на спичках и размышлять, что все это значит. Стал искать нужные книги. Теперь я знаю, что в нашем алфавите в символическом виде зашифрованы обращения к людям об их мировоззрении, их мироустройстве.
– Когда я рисовал алфавит, пришла идея организовать сюда творческие экскурсии, – продолжает собеседник. – Чтобы гости, приезжающие в Перекоп, могли посидеть не за рулеткой, а за гончарным кругом, чтобы сами могли попробовать научиться какому-то ремеслу. Чтобы объединить творческие возможности и старожилов, и новых мастеров. Так родился арт-проект "Стойбище белого оленя".
– А при чем здесь олень? – спрашиваю художника. Оказалось, в прошлом году на фестивале ледяных скульптур в Белокурихе одиннадцатилетняя девочка вырезала оленя, и когда ее спросили, что означает этот образ, отважно придумала: "В местах, где появляется белый олень, происходят чудеса и изменения к лучшему". Андрею это настолько понравилось, что он решил взять оленя в название своего проекта.
В начале лета в Смоленском районе была организована первая культурно-историческая экскурсия по творческому Перекопу. Экскурсоводом стала Нина Князева, жительница Солоновки.
Гостей встречали в музыкальной пасеке, которую открыли местные учителя музыки, угощали медовухой, кашами, соленьями и вареньями с русского стола…
– Сначала бабушки ворчали: "Понаедут, намусорят", – рассказывает Нина Князева. – Но увидели, что не мусорят, успокоились. А когда гости стали просить их песни старинные петь, обрадовались.
– Не боитесь, Нина, – наконец решаюсь спросить я, – что люди могут превратиться в экспонаты туристического бизнеса, что туризм может врываться в ваше сокровенное пространство?
Нина в ответ говорит, что изменений в жизни даже старики сейчас не боятся. Потому что мудрые. А если добрые мысли у хозяев, то и гости к ним будут притягиваться добрые.
Я уже 30 лет езжу по деревням, побывала во многих экспедициях. Проект "Стойбище белого оленя" мне кажется очень привлекательным. Дай бог, чтобы у ребят, его затеявших, все воплотилось. Мне нравится этот проект, потому что он живой. Приезжаешь, там пасечники поют, бабушки рецептами солений делятся, кувшины замечательные продаются. Меня радует всегда встреча с талантами. Они талантливы все, идеями брызжут и главное – стремятся к традициям. Летом в Солоновке будут проводить фестиваль старообрядческих традиций, который затеяли опять же Андрей Покидаев и его единомышленники. Я дала согласие помочь в организации, потому что у меня есть связи со старообрядцами России. Думаю, фестиваль станет большим событием, а проект, как дерево, будет дальше обрастать веточками, листочками.