январь 24, 2012
В регионе утверждена первая отраслевая программа, касающаяся торговли, — "Развитие торговой деятельности в Алтайском крае" на 2012–2016 годы. Ее разработало краевое управление по предпринимательству при содействии Алтайской краевой торговой ассоциации. Предприниматели оценили этот документ неоднозначно. А Юрий Никитин, гендиректор одной из крупнейших в регионе торговых сетей "Аникс", сообщил, что программа на стадии подготовки с ним не обсуждалась.
Основанием для разработки краевой программы по развитию торговли послужили Стратегия развития торговли в РФ на 2011–2015 годы, а также ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности". В программе говорится, что отрасль входит в число лидеров по объему отчисляемых налогов и количеству создаваемых рабочих мест. В 2010 году налоги от торговли составили 12,2% консолидированного бюджета региона (5,3 млрд. рублей).
При этом в программе выделяется ряд отраслевых проблем. В восьми муниципалитетах количество торговых площадей ниже установленного в крае норматива. А в 32 районах и трех городах не хватает непродовольственных торговых площадей. В небольших деревнях недостаточно развита мелкорозничная торговля, в селах недостает предприятий торговли современных форматов (мини-маркеты, супермаркеты). В документе затрагиваются и такие проблемы, как перенос рынков под крышу, недостаточное количество ярмарок, заведений общепита, логистических центров.
Предприниматели позитивно оценивают сам факт появления такого документа. И отмечают, что в нем рассмотрены действительно актуальные для отрасли проблемы. Однако, по их словам, из программы не совсем понятно, как их планируется решать.
Я рад, что появился документ, опираясь на который я смогу что-то требовать от местной администрации. В программе говорится о решении проблемы размещения мелкорозничной торговли. Для нашего района она очень актуальна. Палатки ставят где хотят. Но мне не совсем понятно, как были сформированы цифры — результаты реализации программы. Достичь зарплаты 17,2 тыс. рублей, как и других показателей, мне кажется, будет сложно.
Предприниматель из Михайловского района Вера Пугачева считает, что документ о развитии торговли похож на программу поддержки предпринимательства. "Я это все читала и раньше, — сказала она. — Мне наиболее интересен вопрос о содействии предприятиям общественного питания. Указано, что оно будет, а какое — не ясно. Что касается получения господдержки, предусмотренной в программе, то мы все это уже проходили. Получить ее почти невозможно. Хотелось бы, чтобы с сельскими предпринимателями было больше взаимодействия".
Юрий Никитин, гендиректор ТД "Аникс", сказал, что с управлением по предпринимательству у его компании налажены "нормальные деловые отношения". И в связи с этим он не понимает, почему к обсуждению программы о торговле не привлекли специалистов его сети.
"Для того чтобы сделать программу эффективной, необходимо более широкое обсуждение, в том числе с привлечением ключевых экспертов из розничных сетей. Ведь она предусматривает достижение результатов с их участием, — сказал он. — Считаю не совсем правильным, что заказчиком и исполнителем программы является один и тот же субъект". Юрий Никитин также отметил, что раз он не принимал участия в формулировке целей и задач программы, то не может воспринимать ее как "программу действий для своего предприятия".
Елена Лобанова, исполнительный директор Алтайской краевой торговой ассоциации, сообщила, что предприниматели привлекались к обсуждению программы на стадии подготовки, но имен называть не стала. Председатель ассоциации Владимир Шпенглер подтвердил, что участвовал в разработке документа, но подробных комментариев дать не смог.
В программе "Развитие торговой деятельности в Алтайском крае" на 2012–2016 годы по итогам реализации прогнозируется достижение следующих показателей: оборот розничной торговли — 450 млрд. рублей (за девять месяцев 2011 года — 190,3 млрд. рублей), обеспеченность населения площадью торговых объектов — 674 кв. м на 1 тыс. человек (в 2011 году — 563 кв. м), среднемесячная зарплата работников торговли — 17,5 тыс. рублей (в 2010 году — 9033 рубля), количество стационарных торговых объектов — 14,6 тыс. единиц (в 2011 — 13,2 тыс. единиц).