Для чего городские и районные больницы и поликлиники сделали краевыми

январь 25, 2012

С 1 января все 138 городских и районных больниц, поликлиник и прочих медучреждений стали краевыми: имущество было безвозмездно передано в собственность края, а работу больниц подчинили крайздраву – это предусмотрено федеральными законами.


Михаил Хаустов

Вы наверняка понимаете: эта мера – не волшебная кнопка, нажатие которой приведет к перезагрузке системы и сделает все нищие муниципальные больницы богатыми, а медицину доступной и качественной. Это – лишь один из "кирпичиков" новой модели здравоохранения, которую сейчас выстраивают в России.

Разделенная медицина

– Медицина у нас этапная. Вылечить больного на первом этапе в полном объеме не всегда удается, – говорит известный врач Яков Шойхет. – И важно, чтобы в начале встречи пациента с врачами и на конечном этапе, когда вопрос о лечении решается окончательно, медики действовали по одной и той же схеме.

А теперь представьте: в районе будут лечить "по методу Пушкина", а на уровне края – "по методу Лермонтова". Нечто подобное у нас иногда и происходило. Были, к примеру, случаи, когда в райбольнице человеку оказывали неотложную помощь, а после того, как его доставляли в одну из краевых больниц, могло выясниться: метод, который применили в районе, делал невозможным дальнейшее хирургическое вмешательство, которое бы полностью излечило больного.

– Перевод муниципальных лечебных учреждений в статус краевых позволит внедрить единые технологии оказания медицинской помощи,  усилить контроль за доступностью и качеством оказания помощи жителям края, – говорит Виктор Яковлев, начальник крайздрава.

Вопрос приоритетов

До передачи больниц, поликлиник, амбулаторий в краевую собственность главврач любого такого медучреждения подчинялся местным органам власти. Не медицинским. А у местной власти, кроме забот о медицине, есть еще три десятка обязанностей, за выполнение которых она отвечает перед людьми и всеми надзорными органами.

Прошлогодняя история в Славгородском районе, когда к жителю одного села вообще не приехала "неотложка", – не частный случай. Причина трагедии была одна: администрация района не заключила договор на оказание скорой помощи в удаленных селах с центральной райбольницей... Экономили в районах не только на "скорой" – на ремонте больниц, питании больных: 500 рублей в год на продукты одной участковой больнице – как вам это?..

Почему экономили? Наверное, это вопрос и приоритетов, и бюджета. И результаты удручают: с операцией, которую раньше могли делать в любом районе, ехали в краевую больницу. Больной из одного района порой не мог получить помощь в другом: "Нам за это не заплатят", – отвечали ему.

– Мне известны случаи, когда люди из одного района обращались в другой с неотложным заболеванием, а их отправляли обратно, – продолжает Яков Шойхет.

Сегодня такое положение дел тоже должно измениться – по крайней мере, намерения высказаны. Уже в этом году должен заработать единый номер "скорой" – приезжать к пациенту будут оттуда, откуда ближе. Из другого района в том числе – маршруты "скорой" как раз разрабатываются. Хватит ли парка санитарного транспорта для того, чтобы "неотложка" стала равнодоступной для всех? Проблему еще предстоит решить.

Восприняли спокойно

Накануне Нового года шли разговоры о сокращении части заместителей главврачей – в некоторых медучреждениях их якобы слишком много. Но по настоянию губернатора вопрос был снят.

– Коечный фонд и число штатных должностей во всех лечебных учреждениях осталось прежнее, – разъясняет Виктор Яковлев.

Руководитель крайздрава  обещает: при возможном проведении реструктуризации системы здравоохранения все медработники будут трудоустроены.

Так или иначе опрошенные "СК" главврачи передачу медучреждений в край восприняли спокойно. Бюджетные средства муниципалитетов, предусмотренные на медицину, переданы на уровень края. Объем финансирования здравоохранения в этом году в целом увеличится, обещают краевые власти. При этом централизация закупок лекарственных препаратов, продуктов питания и прочего, по мнению начальника крайздрава, позволит еще и экономить средства бюджета.

– Для большинства районных больниц передача в краевую собственность – это хорошо, – полагает Виктор Кочнев, главврач Волчихинской ЦРБ. – На текущий год бюджет больницы увеличился на 10 процентов. Это немного, но я очень рассчитываю на программу модернизации здравоохранения.

Заметим, что вопрос модернизации, конечно, не сводится только к размерам бюджета и уж тем более передаче муниципальных больниц в край. Но это тема для другого разговора.

Помогали и будут помогать

Пока в собственности муниципалитетов оставили недвижимое имущество фельдшерско-акушерских пунктов (в крае около 900 ФАПов). Передача имущества, вероятно, произойдет в течение года.

– Причина одна: нет технической документации на здания, в которых расположены ФАПы, нет землеотвода, оформление требует времени, – говорит Константин Емешин  ("Медицина и право").

Сами же ФАПы как были, так и остались структурными подразделениями центральных райбольниц.

– За деятельность ФАПов отвечают руководители этих учреждений, – поясняет Виктор Яковлев.

Ряд опрошенных предположили: краевые власти не смогут уследить за тем, в каком состоянии в ФАПе крыша, крыльцо и пр. Другие же, напротив, полагают: проблема будет решаться.

– Как раньше делали? Бюджет скудный, находили спонсоров, – рассуждает Виктор Кочнев. – Люди, которые живут в селе, пользуются услугами, те же фермеры всегда помогали и будут помогать. И это не зависит от того, в чьей собственности находятся больницы и ФАПы.

За что отвечает город и район?

  1. Обеспечение стабильного энерго- и водоснабжения, работа связи и транспорта, хорошее состояние подъездных путей в государственных медучреждениях.
  2. Продолжение  реализации принятых муниципальных целевых программ в сфере здравоохранения за счет средств бюджета города (района), принятие новых программ.
  3. Возмещение расходов, связанных с содержанием коек сестринского ухода и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в медицинских организациях.
  4. Дополнительное обеспечение продуктами детского питания детей в возрасте до двух лет.
  5. Создание благоприятных условий для привлечения медицинских и фармацевтических работников в медицинские организации, в том числе за счет предоставления им жилья, введения муниципальных доплат и наград.
  6. Обеспечение софинансирования объектов, включенных в краевую адресную инвестиционную программу и ряд иных полномочий.