Хмуриться не надо, Lada. Дилер пытается придать программе утилизации вторую жизнь

январь 31, 2012

С 1 февраля барнаульский автосалон "Алтай-Лада" начинает собственную негосударственную программу утилизации — первым среди российских дилеров "АвтоВАЗа". Этим шагом компания надеется сохранить продажи отечественных автомобилей, которые начали стремительно падать после завершения правительственной программы утилизации. Если попытка барнаульской компании окажется удачной, аналогичный проект развернут по всей российской сети дилеров "АвтоВАЗа".

Нетривиальный ход

В 2011 году автомобили марки Lada (брэнд "АвтоВАЗа") стали самыми продаваемыми в России. За год продажи выросли на 11%, следует из отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Во многом рост реализации отечественных машин обусловлен государственными программами утилизации и кредитования, которые стимулировали спрос.

Но к началу 2012 года правительственные программы свернуты, и эксперты дружно предрекают российским автомобилям спад продаж. В спину Lada дышат иномарки отечественной сборки под брэндами Chevrolet, Renault, Hyundai и Kia. Из отчета агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) следует, что в 2012 году продажи иностранных брэндов российской сборки могут вырасти на 11%, а российские марки рискуют упасть на 27%. "В последние месяцы объем продаж автомобилей российских брэндов уже начал снижаться из-за завершения программы утилизации", — констатирует Стенли Рут, руководитель автомобильной практики PwC.

По данным АЕБ, в декабре продажи Lada Priora упали на 20%, Lada Kalina — на 3%, а "классики" — сразу на 56%. Это сформировало в целом отрицательную динамику продаж "АвтоВАЗа" в декабре (снижение на 15%).

Неудивительно, что дилеры тольяттинского автозавода ищут нетривиальные ходы, чтобы сохранить спрос. Одним из таких ходов стал проект барнаульской "Алтай-Лады", которая намерена первой среди дилеров "АвтоВАЗа" запустить негосударственную программу утилизации.

Кирилл Торопов,
генеральный директор "Алтай-Лады":

Мы заняли 13-е место среди 420 дилеров, участвовавших в программе утилизации, поэтому ее итоги стали для нас очень успешными. Покупателей, желающих поучаствовать в программе, было много, но не все смогли это сделать. Прежде всего из-за жестких требований к возрасту транспортного средства и сроку владения им. Поэтому мы решили преобразовать эту программу и запустить на местном рынке.

Скидка дилера будет меньше — не 50 тыс., а 30 тыс. рублей, — зато условия будут максимально лояльными. Так, по государственной программе автомобиль должен был быть старше 10 лет, срок владения — не меньше одного года, при этом сертификат нельзя было передавать другому лицу.

"У "Алтай-Лады" таких ограничений нет. Вы можете отдать сертификат своему другу, родственнику, который не является собственником. Возраст автомобиля и срок собственности в нашей программе не имеют значения", — говорит г-н Торопов.

Салон готов принимать к утилизации любые транспортные средства, которые стоят на учете и весят больше 500 кг. По словам Кирилла Торопова, это может быть даже трактор или грузовик. Партнером проекта выступает компания "Алтайвтормет", которая занималась утилизацией машин в ходе аналогичной правительственной программы.

Полученный сертификат можно обменять на скидку для покупки моделей Samara, Priora и Kalina. Новая Granta, а также "Нива" и "классика" в программу не войдут, так как и без скидки спрос на них высокий.

Количество машин, которые салон готов продать по программе, пока не ограничено. "В феврале для продажи по программе мы подготовили 50 автомобилей, но если будет хороший спрос, то мы готовы предоставить и 1 тыс. автомобилей", — говорит Кирилл Торопов.

По словам г-на Торопова, если в Алтайском крае проект окажется удачным, то его развернут по всей дилерской сети "АвтоВАЗа". В пресс-службе автоконцерна на момент сдачи номера не смогли прокомментировать эту информацию.

Пока на коне

Представители автосалонов края расходятся в оценках перспектив негосударственной программы утилизации. "Не уверен, что данная программа будет пользоваться особой популярностью, так как все, кто горел желанием пересесть на новенькую тольяттинскую машину, уже это сделали", — говорит Алексей Дубровин, маркетолог автоцентра Renault.

Максим Проценко, директор дилерского центра Hyundai "Автоцентра АНТ", напротив, считает, что "регион богат подержанными автомобилями, поэтому программа будет востребована, препятствием может стать только маленькая скидка".

"Немногие согласятся отдать машину на ходу всего за 30 тыс. рублей, — согласен Александр Кухленко,начальник отдела продаж "Автоцентра АНТ". — Но думаю, акция будет пользоваться спросом, хотя и меньшим, чем госпрограмма. Сегодня тольяттинский завод в полном объеме продает то, что производит, и я не думаю, что в ближайшее время упадет спрос на данную марку, однако в связи с общим ростом рынка Lada может потерять определенную его долю".

Азат Тимерханов, аналитик федерального аналитического агентства "Автостат", уверен, что независимо от результата негосударственной программы утилизации "АвтоВАЗу" удастся сохранить лидерство на российском рынке.

"Государственная программа, если бы ее продлили, еще бы пользовалась популярностью, — комментирует г-н Тимерханов. — Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что все сертификаты были оформлены задолго до планируемого срока. Что касается данной программы, то это, скорее всего, разовая маркетинговая акция для увеличения продаж в "Алтай-Ладе". Судить о том, будет ли спрос на нее, сложно, так как не до конца ясен механизм ее реализации. В ближайшие годы за счет низкой цены марка Lada все равно будет оставаться лидером российского авторынка. Ведь даже ближайшие преследователи — Chevrolet, Hyundai, Renault, KIA — в 2011 году продали машин как минимум втрое меньше, чем "АвтоВАЗ".

Пришли не более 20 человек

Андрей Назаренко,
коммерческий директор автосалона "Сибтрансавто-Новосибирск":

Во время государственной программы утилизации мы запускали свою собственную. По ней можно было утилизировать свой старый автомобиль и приобрести новый ЗАЗ Сhance со скидкой в 25 тыс. рублей. Главные преимущества собственной программы утилизации перед государственной в том, что она более лояльна. По ней почти нет ограничений по приему автомобилей на утилизацию, процесс происходит без очередей. Но нам не удалось конкурировать с государственной суммой скидки в 50 тыс. рублей. За те полгода, что существовала наша программа, к нам обратилось не более 20 человек. Возобновлять ее мы пока не планируем, но, думаю, у "Алтай-Лады" есть все шансы на высокий спрос. Главная предпосылка для этого — отсутствие альтернативной программы у других продавцов.

20 наиболее продаваемых моделей легковых автомобильных марок в России в 2010–2011 годах

Место

Модель

Марка

Количество проданных машин за 2011 год

Количество проданных машин за 2010 год

%

1

Kalina

LADA

142 930

108 989

31

2

Priora

LADA

138 697

125 247

11

3

Samara

LADA

122 473

105 457

16

4

2104/2105/2107

LADA

112 522

138 272

-19

5

Solaris

HYUNDAI

97 243

0

6

Focus

FORD

82 457

67 041

23

7

Logan

RENAULT

81 909

62 862

30

8

4x4

LADA

60 738

44 635

36

9

Nexia

DAEWOO

54 567

43 943

24

10

Niva

CHEVROLET

54 425

35 380

54

11

Polo

VW

52 100

10 410

500

12

Rio

KIA

49 858

29 165

71

13

Astra

OPEL

48 030

30 432

58

14

Sandero

RENAULT

45 694

19 232

138

15

Lacetti

CHEVROLET

42 100

31 885

32

16

Octavia A5

SKODA

41 130

18 256

125

17

Matiz

DAEWOO

38 211

30 476

25

18

Cruze

CHEVROLET

37 710

18 857

100

19

Qashqai

NISSAN

35 231

21 489

64

20

Cee'd

KIA

28 868

26 647

8

Источник: Ассоциация европейского бизнеса.