февраль 3, 2012
Сотни тысяч российских фирм получают сегодня письма от госкомпаний с требованием "раскрыть структуру собственности" и "указать бенефициаров". Эта масштабная акция началась после разноса, который учинил энергетикам в конце прошлого года Владимир Путин. Премьер тогда обвинил топ-менеджеров в небескорыстном заключении контрактов с родственными фирмами, после чего несколько "генералов" отрасли добровольно-принудительно покинули кресла.
Вскоре эта (прямо скажем, долгожданная) борьба с откатами и распилом по-семейному перешла в другую плоскость. 28 декабря в правительстве родилось постановление, потребовавшее от руководителей двух десятков крупнейших государственных компаний (и не только энергетических) раскрыть правительству всю правду об их контрагентах – кто у них в учредителях и к кому стекаются доходы.
В госкомпаниях взяли под козырек и начали массово рассылать письма своим бизнес-партнерам с тем, чтобы те поведали правду о себе сами... Некоторые эксперты, опрошенные "СК", эффективность этого способа борьбы со злом считают невысокой.
– Бенефициары – это кто? – вопрос барнаульского предпринимателя, получившего аналогичное обращение от компании "ТрансТелеКом" (это "дочка" "Российских железных дорог"), задан не из простого любопытства.
– Бенефициар – получатель доходов от деятельности компании, – говорю.
– А дети мои тоже бенефициары? А жена? Их всех указывать? – сомневается он.
Толкования этого понятия в законах в самом деле нет.
– Постановление никто не видел, письмо подписано неизвестным мне человеком – руководителем департамента корпоративных продаж, на каком основании я должен давать информацию? – не понимает предприниматель.
Постановление это в самом деле имеет ряд слабых позиций (с точки зрения его карательного применения): оно, например, не было опубликовано в печати, хотя бы в "Российской газете", каждый экземпляр, говорят, разослан по списку. Правда, тайное в эпоху Интернета быстро становится явным (см., например, fayloobmennik.net/1408201).
В документе содержатся не только требование к госкомпаниям обеспечить раскрытие сведений обо всей цепочке собственников их фирм-контрагентов и всех бенефициарах (в том числе конечных) с приложением подтверждающих документов. Теперь госкомпании будут требовать эту информацию и при заключении новых договоров, а сами контрагенты должны не медля сообщать обо всех изменениях.
Куда поступят эти сведения? Госокомпании должны переслать их в Росфинмониторинг, налоговую службу и правительство, где сведения изучат и сделают оргвыводы.
Интересно, что рассылкой писем занялись не только перечисленные в документе организации, но и их "дочки". Людмила Замышляева, владелец группы компаний "Старк", говорит, что к ним обращения поступили от "ТрансТелеКома", "Федеральной пассажирской компании", "Енисей-Телекома" и "РЖД". Другим поступили бумаги сразу от нескольких департаментов "РЖД".
При этом ряд госкомпаний направили письма с просьбой "раскрыть личико" не только к поставщикам и подрядчикам, но и простым клиентам: грузоотправителям, абонентам – то есть в сотни тысяч компаний.
Фирма одного барнаульского предпринимателя – как раз абонент "ТрансТелеКома". Интернет. Телефон. Все. Требование раскрыть владельца ему кажется странным. В самом деле, пришел человек в магазин – и что же, без полного досье на себя, любимого, пирожок не продадут? Формально пассажирский билет на поезд – тоже договор. Нужно ли будет предоставлять правительству данные всех пассажиров? Вопрос.
Получатели писем отреагировали на просьбу раскрыться по-разному. В одной барнаульской компании оставили ее без внимания, в другой отослали на сайт.
– Мы выслали сведения о том, что учредителем компании являюсь я, а подтверждение этих сведений можно получить в Едином госреестре юридических лиц, – сообщила Людмила Замышляева.
А между тем постановление предполагает: если контрагент откажется давать сведения о себе, договор с ним госкомпания должна будет расторгнуть, а новый заключать не будет.
– Инициатива премьер-министра заслуживает одобрения, так как она направлена на выявление аморального с точки зрения российского менталитета поведения в бизнесе – "сотрапезничества", "нахлебничества", – комментирует адвокат Юрий Камаев.– Но требование или просьба о получении информации о контрагенте исходит от равного участника гражданского оборота – организации с участием в капитале госсобственности. И получение такой информации с учетом российских законов ("О коммерческой тайне", "О защите персональных данных", "О защите конкуренции" и ряда других) возможно только по согласию контрагента.
К чему приведет массовое расторжение договоров, если контрагенты откажутся выполнять все требования госкомпаний, остается только догадываться. Другое дело, что не давать информацию – значит терять клиентов. Так что многие, возможно, будут просто вынуждены пойти навстречу требованиям. Не случайно ряд юристов назвал это новым витком давления на бизнес – своего рода "опричниной", при которой госкомпаниям позволено как все по закону, так и сверх него.
Так или иначе, время на выполнение указаний дано небольшое: анализ сотен тысяч ответов, пересланных госкомпаниями в ведомства, чиновники должны завершить к 1 февраля. В Алтайском крае контрагенты
стали получать письма, по нашим данным, только в
20-х числах января. Будет ли результат, даже если все они сумеют переварить этот бумажный вал?
– Боюсь, что нет, – считает г-жа Замышляева. – Ведь практика регистрировать фирмы на подставных лиц весьма распространена.
Информация от партнеров госкомпаний (контрагентов) необходима для обеспечения прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе исключения случаев конфликта интересов и иных злоупотреблений, связанных с занимаемой должностью.
В списке компаний, которые обязаны раскрывать сведения о контрагентах, "Интер РАО ЕЭС", "Аэрофлот", "Ростелеком", "РусГидро", "РАО ЭС Востока", "ФСК ЕЭС", "Холдинг МРСК", "Газпром" и еще 10 других.
По данным газеты "КоммерсантЪ", определенное послабление получили только энергетики. Им 10января пришло письмо из Минэнерго, уточняющее объем информации, которую нужно представить. По контрактам свыше 50млн. рублей требуется представить полную информацию о контрагентах, по более мелким договорам – частичную.