апрель 5, 2005
За выражением вотума недоверия Михаилу Евдокимову, вынесенному губернатору крайсовета на сессии 31 марта, на второй план отошло другое, не менее важное, событие. В эти дни исполняется ровно год пребывания Евдокимова у власти (он выиграл выборы 4 апреля, а официально вступил в должность 14 апреля прошлого года). По таким случаям принято подводить итоги.
На выборы Михаил Евдокимов шел с программой «Сила Алтая. Концепция социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года». В ней будущий губернатор обещал за первые 12 месяцев своей работы обеспечить «реальное улучшение ситуации, выход на стабильное развитие в приоритетных секторах экономики». В эту фразу, конечно, можно вложить любой смысл. Но, думается, авторы программы Евдокимова имели в виду, все-таки, экономический рост. Выполнено ли это положение программы?
В опубликованном 31 марта в «Алтайской правде» докладе губернатора «О деятельности администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2004 году» констатируется: «В 2004 году произошло заметное замедление темпов роста экономики и, что более тревожно – сокращение инвестиций в основной капитал». Прирост валового регионального продукта, по данным администрации края, в 2004 году составил четыре процента. Для сравнения – объем валового внутреннего продукта России в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличился на 7,1%. В 2004 году в крае снизились темпы роста промышленного производства – 103,2% к 2003 году (в 2003 году к 2002 году – 108,4%). А сельхозпроизводство вообще не выросло.
Впрочем, анализ макроэкономических показателей при подведении итогов работы губернатора – дело не самое продуктивное. Развитие экономики не напрямую связано с деятельностью чиновников, и поэтому нельзя утверждать, что изменение того или иного показателя вызвано плохой/хорошей работой главы администрации.
Но есть и куда более конкретные варианты губернаторской программы. Вот, например, в районной газете «Первомайский вестник» 1 апреля 2004 года на правах бесплатной политической агитации под рубрикой «Выборы – 2004» был опубликован материал «М.С.Евдокимов: «Вместе добьемся достойной жизни для каждого жителя края!». В нем будущий губернатор давал «дорогим землякам» вполне конкретные обещания, выраженные в рублях, копейках и разах. Можно, конечно, возразить, что на выборах чего только не обещают, но, все-таки, интересно посмотреть, что из обещанного выполнено за год.
Что обещал | Что сделано |
«Нам необходимо обновить губернаторскую команду – привести к управлению краем руководителей-профессионалов». | За год работы Михаил Евдокимов 17 человек назначал своими заместителями, семь из них уже не работают. За это время поменялись три первых вице-губернатора и три вице-губернатора, отвечающих за сельское хозяйство. |
«За один киловатт электроэнергии платить будем на сорок копеек меньше». | В марте 2004 года население платило за электроэнергию 1 рубль за один киловатт/час, с августа 2004 года 1 рубль 10 копеек, с 1 января 2005 года платит 1 рубль 25 копеек. |
«В течение года – увеличение заработной платы бюджетников в 2 раза!» | Зарплата бюджетников была увеличена на 20% с 1 января 2005 года в связи с тем, что повысилась зарплата федеральных бюджетников, а по трехстороннему соглашению (администрация края, работодатели, профсоюзы) и прежняя, и нынешняя администрация обязуется проводить повышение зарплаты параллельно с Федерацией и в размерах не меньших, чем РФ. Поскольку предыдущее повышение зарплаты проводилось полтора года назад, то нынешняя 20-процентная добавка не только не повысила зарплату, но вряд ли компенсировала инфляцию |
«Возрождение программы животноводства (восстановление поголовья крупного рогатого скота и овец)». | «…общая ситуация в сельском хозяйстве края остается нестабильной, особенно в животноводстве. <…> Усилился спад поголовья скота…» (Из доклада главы администрации края Михаила Евдокимова «О деятельности администрации Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края в 2004 году»). К 1 января 2005г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий уменьшилось по сравнению с этой же датой 2004г. на 8,3%, свиней - на 11,9%, овец и коз - на 20,1%. (Информация с сайта Федеральной службы государственной статистики – www.gks.ru) |
«Начнем строительство бесплатного жилья для всех категорий льготников и малообеспеченных семей». | В 2004г. организациями всех форм собственности введено 354 тыс. кв. м жилья, что составило 84,2% к уровню 2003 года. (Информация с сайта Федеральной службы государственной статистики – www.gks.ru) |
«Установим дополнительные выплаты матерям из бюджета края за рождение первого ребенка – 10 тысяч рублей, за рождение второго – 15 тысяч, за каждого последующего – 20 тысяч рублей». | Такие выплаты не установлены. |
«Снизим стоимость оплаты за тепло и воду с населения, прежде всего за счет установки приборов учета». |
В марте 2004 года платы за тепло за 1 кв. метр общей жилой площади в Барнауле составляла 3 рубля 44 копейки, в августе-сентябре – 6 рублей 76 копеек, в октябре-декабре – 7 рублей 74 копейки, с января 2005 года – 12 рублей 30 копеек. За горячую воду в марте 2004 года бралась плата 39 рублей 33 копейки с человека, с июля – 45 рублей 79 копеек, с сентября – 91 рубль 90 копеек, с января 2005 года – 145 рублей 9 копеек.
|
«Проведем реформирование ЖКХ не за счет увеличения тарифов, а через грамотное регулирование системы монополий и качества предлагаемых услуг». | С 1 января 2005 года тарифы на ЖКХ в среднем по краю по сравнению с декабрем 2004 года выросли на 47%. При этом с 1 января население платит 100% стоимости жилищно-коммунальных услуг. |
Наверное, даже самых общих представлений об экономике Алтайского края достаточно, чтобы понять: обещания Евдокимова были невыполнимы. Потому что по поводу любого обещания можно задать тот же вопрос, который когда-то Виктор Черномырдин задал Григорию Явлинскому: «А где возьмешь?!» Но ведь люди-то верили. Зачем тогда было обещать?
Справедливости ради замечу: об этих обещаниях никто бы не вспомнил, если бы за год работы Евдокимов проявил себя как настоящий управленец, который вникает в проблемы края, предлагает пути их решения, ведет продуманную кадровую политику.