Как выглядит Барнаул с естественнонаучной точки зрения

февраль 24, 2012

О Барнауле написано около 500 книг, и в основном это книги по истории и архитектуре города. "Барнаул на рубеже XX и XXI столетий" – первая книга, в которой представления об устройстве столицы края основаны на систематическом научном фундаменте. При этом авторы не просто анализировали и обобщали накопленный за 30 лет материал, но и сами участвовали в инженерно-геологических изысканиях, изучениях опасных природных процессов и т. п.

По мнению Анатолия Швецова, без наших безалаберности и легкомыслия эти процессы не были бы такими опасными.
Анна Зайкова

В гостях у "Свободного курса" – главный автор Анатолий Швецов.

– Книга основывается на огромном фонде материалов Алтайского треста инженерно-строительных изысканий. Это надежный и объективный материал, в некоторой мере уже обработанный; в частности, была составлена карта инженерно-геологических условий Барнаула – мы делали ее для генплана развития города по заказу Санкт-Петербургского института, – рассказывает Анатолий Яковлевич. – И сначала думалось, что это будет книга о природных условиях, но мы решили, что не следует ограничиваться только природными условиями, и дали сведения по экономике, социальной сфере и истории.

Оползни и безалаберность

– Анатолий Яковлевич, в своей книге вы рассматриваете в том числе опасные природные процессы на территории Барнаула.

– Наиболее развитый в Барнауле опасный процесс – просадка грунтов, то есть дополнительная осадка грунтов при замачивании. Вот построишь здание – все хорошо, грунт хороший вроде бы, прочный. Но стоит ему намокнуть, как он уплотняется. Если равномерно уплотнялся, здание осело бы и все, а так как неравномерно – здесь осело, здесь нет – возникает напряжение в конструкциях, появляются трещины, и доходит до того, что некоторые здания просто разваливаются.

До 1975 года  дома в СССР проектировали и строили без учета этих свойств, из-за этого около 300 зданий в Барнауле имеют деформации. Полностью был разрушен цех на ТЭЦ-3, недавно разрушилась часть стены на ТЭЦ-2, из-за многочисленных трещин людей выселяли из домов на Водопроводной, Эмилии Алексеевой и Малахова. На Малахова поступили таким образом: подвели под дом большие, больше метра диаметром, металлические трубы и заполнили их бетоном. На Водопроводной и Алексеевой вдоль стен внутри здания вырыли траншеи и полностью залили их водой, чтобы грунты под фундаментом просели. На Водопроводной – это, кстати, здание индустриально-педагогического техникума – получилось вроде бы удачно, на Алексеевой снова появились трещины, но там, возможно, сказалось уже пучение грунтов – увеличение грунта в объеме при замерзании. Если промерзнет грунт сбоку здания, еще ничего, а если под фундаментом хотя бы на 10–15 сантиметров, то двух-трехэтажное здание может "таскать" вверх-вниз.

– Какой процесс считается самым опасным?

– Наша оползневая станция, которая работает с 1974 года, зафиксировала порядка 750–770 оползней и оползневых проявлений. За эти 37 лет в связи с оползнями погибло 19 человек. Все оползни разные: то 5 000 кубометров сойдет вниз, то, как однажды на Поселковой, 200 000 кубометров.

Что это такое – 200 000 кубометров?  Один КамАЗ увозит десять тонн грунта объемом где-то пять кубометров. Значит, чтобы вывезти этот оползень, понадобится 40 тысяч КамАЗов. Если мы поставим их цепочкой впритык один к другому, они займут всю дорогу от Барнаула до Новосибирска. Я хочу сказать, что это такой значительный по масштабу негативный процесс.

Самый печальный для нас оползень сошел 25 июня 1995 года у нового мясокомбината. С виду он небольшой, шириной 50 метров, и объем тоже сравнительно небольшой, 50 000 кубометров, но при этом погибли девять человек, наибольшее число людей за один оползень: молодая пара с двумя детьми, пожилая пара и три бомжа. Он снес четыре жилых дома, бани, садовые участки. Я пришел туда на другой день, разговорился с женщиной, которая живет рядом. Накануне, говорит, разговаривали с соседкой; пока беседовали – отъехали друг от друга на несколько метров. Трещали кусты, ломались заборы. Обычно работники оползневой станции проходят вдоль оползня, предупреждают: очень опасные признаки, будьте добры, уходите отсюда, можете погибнуть. Но – "сколько мы здесь живем, ничего страшного не случалось".

Еще один случай: в верховьях Пивоварки построили пятиэтажный дом (Кавалерийская, 5-а), а внизу в овраге стали возводить трехэтажный гараж. Когда строили дом, то площадку выровняли и лишний грунт спустили экскаватором на склон оврага. А вдоль этого дома проходит водовод диаметром 40 сантиметров. В нем оказался большой свищ, вода вытекала, грунты замочились и стали сползать на гараж. Кто-то увидел, люди выскочили, но кто-то кинулся обратно, то ли канистру взять, то ли еще какую-то ерунду, и в это время грунт обрушился на гараж. Остались одни обломки. Шесть человек погибли.

То есть без безалаберности и легкомыслия эти процессы не были бы такими опасными.

Еще один распространенный опасный процесс – подтопление, подъем уровня грунтовых вод. Если грунтовые воды поднимаются на уровень меньше двух метров до поверхности, то участок считают подтопленным. А в Барнауле почти все инженерные коммуникации расположены ниже глубины промерзания: водопровод  два – два с половиной метра ниже поверхности земли, канализация – около трех, теплосети – от двух до четырех метров, только электрокабель на глубине 0,8 метра. И таких подтопленных участков в городе свыше 2 000 гектаров. 

Стоит сказать о русловых процессах. Обь меняет русло, подмывает берег, увеличивается и его крутизна, развиваются оползни. Этот процесс идет по-разному, но в среднем на 15–20 см в год в районе бывшей ВДНХ отъедается. То есть за сто лет 20 метров территории Барнаула отдай.

Воздух, шум и транспорт

– Насколько благополучным для жизни городом можно считать Барнаул?

– Очень серьезными экспертами составлялись списки наиболее неблагополучных городов. Я видел список из 60 городов – Барнаул в него входил. Самый главный критерий – средний уровень загрязнения воздуха. По суммарному загрязнению воздуха разными компонентами – в десять раз выше предельно допустимой концентрации (ПДК) – загрязнена площадка Северной промышленной зоны – от железной дороги на север и на запад до нового мясокомбината с одной стороны, с другой стороны эта полоса включает в себя ВРЗ и ограничивается проспектами Калинина и Космонавтов.

Сейчас в заводских трубах стоят фильтры, которые ловят газы и пыль, поэтому обстановка получше, чем, допустим, в 70-х, когда едешь по Потоку и тебя преследует жуткая сероводородная вонь. Но все равно она очень и очень неблагоприятная (см. таблицу).

В 90-е годы прошлого века автотранспорт давал  35–40% от общего загрязнения, сейчас уже 50–55%. И отсюда все большая загрязненность улиц, особенно в центральной части, соответственно, качество жизни на окраинах выше.

На человека воздействуют  главным образом воздух и уровень шума. Уровень шума должен составлять не более 55 дБА в дневное время, а кое-где в Барнауле он достигает 60–80 дБА. 60–80% всех городских шумов приходится на движущийся автотранспорт. Вблизи основных город­ских магистралей (проспекты Красноармейский, Ленинский, Космонавтов; Павловский и Змеиногорский тракты, улицы Попова, Юрина и др.) уровень звука днем составляет 78–82 дБА. По-хорошему дома должны отстоять от магистрали на 50 метров, и это расстояние засажено шестью полосами зеленых насаждений, причем там должны быть и хвойные, и лиственные деревья, и высокий, и низкий кустарник. Тогда шум заметнейшим образом, процентов на 30–40, падает, как, кстати, и выхлопы газов от автомобилей. Но исторически сложилось, что улочки в Барнауле узенькие.

То есть если взять экологиче­ские условия, то Барнаул четко войдет в первую сотню, а может, и в 50 самых неблагополучных городов. Но если взять зеленые насаждения, у нас их значительно больше нормы. Наш город зеленый, в этом отношении он благоприятный. И в отношении климата Барнаул один из лучших за Уралом.

Шаг на правый берег

– Помните, был проект застройки правого берега Оби? Насколько это было целесообразно?

– Предыдущим генпланом предусматривалась жилая за­стройка между новым коммунальным и старым автомобильным мостами. От берега Оби и до второй надпойменной террасы протягивается пойма  шириной 5-7 км. Вдоль берега Оби предполагалось устроить  пляжную полосу шириной где-то 150 метров, затем парковую полосу шириной  метров 500, потом жилую застройку шириной километра два и дальше облагороженную зону отдыха. Часть проток было решено засыпать, а на остальных устроить красивые каменные набережные по типу Венеции.

То есть планировалось по­строить такой спальный район города. Почему это было бы хорошо? Загрязненность воздуха в Барнауле превышает ПДК, загрязненность почвы превышает ПДК; подземные воды неплохие, а вот воды Оби тоже серьезно загрязнены, не говоря про Барнаулку и Пивоварку. На правом берегу Оби в этом отношении все хорошо, воздух вообще почти не загрязнен, но там сложно с коммуникациями, особенно с теплом. Предполагалось построить четвертую ТЭЦ. Я участвовал в комиссии, был намечен участок около Фирсова, но наступила чехарда 90-х, и все заглохло.

Но у этого проекта были бы и отрицательные последствия. Чтобы его осуществить, надо было намыть на этой территории песок толщиной три-четыре метра. Когда повышается вода в половодье, вода из Оби затопляет пойму глубиной от 0,5 до двух-трех метров, а пойма широкая, до пяти километров. Если пойму ликвидировать, то поднимется уровень воды в самой реке – расчеты не делались, но, с моей точки зрения, на метр-полтора. Полностью будет затоплен поселок Ильича, в Затоне тоже повысился бы уровень паводка, поэтому все это тоже надо учитывать.

По прогнозу 80-х годов прошлого столетия ожидался высокий прирост населения, и к 2010 году в Барнауле должно было жить порядка миллиона человек. Предполагалось, что площадей на юго-западных окраинах не хватит и придется переходить на другой берег. Но с 1990-го по настоящее время роста населения почти не наблюдается, и считается, что темпы роста будут не такими высокими, где-то две – четыре тысячи в год. Получается, что строительство этого спального района откладывается. Я думаю, что к конкретному воплощению приступят только в 2020-е, даже где-то с 2025-го, когда будет ощущаться дефицит земель.

Раньше же у нас было как? Чтобы расширить застройку, приходилось бороться . Никто не шел на то, чтобы уменьшить посевные площади. Где сейчас стоят микрорайоны 1063, 1073, 1090–1092 – от Попова на запад, – там колосились поля пшеницы, и даже один гектар изъять было очень сложно. Сейчас площади вроде пустуют, но дело в том, что на запад, куда стремится город, расширяться больше некуда: там защитная зона аэропорта, шум и прочее. А с юго-запада – санитарно-защитная зона Власихинской промплощадки: ТЭЦ-3, пивзавод. Западнее Сиреневой намечается строительство микрорайона 2011, так этот микрорайон уже режет санитарно-защитную зону.

– Анатолий Яковлевич, ваша книга – это, в сущности, большой справочник, в котором приводятся сведения о климате, гидрологии, свойствах почвы и так далее. Но о чем должны подумать люди, которые будут ею пользоваться?

– О том, что природные ресурсы небесконечны. До 50-х годов почти никто в мире не интересовался экологией. В западных странах спохватились пораньше, а мы стали изучать экологию в государственных масштабах только с 90-х годов прошлого столетия. В 90-е, сами понимаете, было не до экологии – выжить бы. В нулевые мы лучше узнали состояние нашей среды, и воздушной, и водной, состояние и почвы, и недр и уже начали подумывать, какие методы применять, чтобы улучшить окружающую среду. Сейчас наступает период, надо действовать, вкладывать средства в ее защиту...

– Думаете, это будет?

– Я надеюсь, что будет. С каждым годом люди относятся к этому все ответственнее.

Что делать в ближайшие десять лет (мнение Анатолия Швецова)

– К концу этого десятилетия население Барнаула достигнет 700 000 человек.

Направленность промышленности останется прежней: машиностроение, химия, энергетика. Желательно бы, чтобы строились заводы по переработке сельхозсырья – не надо, чтобы колбасу нам возили из Кемерова, молоко из Новосибирска. Это не глобальные заводы общероссийского значения, они вполне по силам нашим инвесторам.

Транспорт: главная наша проблема – пробки, они сейчас уже мучают людей. Узкие барнаульские улицы особо не расширить, перераспределением транспортных потоков эту проблему не решить, но ее можно было бы решить метро. Геологическое строение территории города таково, что это было бы рентабельно.

В отношении экологии, с моей точки зрения, надо втыкать, где только можно, скверы и парки, окультуривать зону бора.

Решить вопрос с водоснабжением. Большая часть города снабжается водой из Оби, часть – подземной. Надо переходить на подземное водоснабжение всего города. И в бактериологическом и химическом отношении подземная вода лучше, но в ней повышенное содержание железа и фтора. Если ее очищать – мы будем пить одну из чистейших и лучших вод в России.

Справка

Авторы книги "Город Барнаул на рубеже XX и XXI столетий":

Анатолий Швецов, кандидат геолого-минералогических наук, начальник отдела геологических и экологических изысканий треста АлтайТИСИЗ, Виктор Ревякин, доктор географических наук, профессор АлтГТУ, Ирина Балацкая, заведующая городской библиотекой № 20, и Юрий Гатилов, директор компании "Жилищная инициатива".

Загрязнение воздушного бассейна

Вредные вещества

Степень загрязнения в мг/м

Пыль

0,44/0,18

Оксид углерода

1,85/1,33

Сероуглерод

0,66/0,33

Диоксид серы

1,2/1,1

Сероводород

0,564/0,33

Уровень заболеваемости детей до 1 года

Наименование болезней

Заболеваемость на 1000 человек

Болезнь верхних дыхательных путей:

мальчиков

870/548

девочек

1066/561

Болезнь органов пищеварения:

мальчиков

31,6/0,1

девочек

52,3/0,1

Примечание: в числителе данные по Потоку, в знаменателе – по пос. Южному.