март 20, 2012
Приближение высокого летнего сезона в наших краях туроператоры, которые создают и продают туры на Алтай, чувствуют задолго до весеннего потепления. По словам Татьяны Сажаевой, директора по развитию компании "Охота", представление о следующем сезоне складываются сразу после окончания предыдущего, когда туркомпании получают информацию о своей доходности. Сразу после этого можно определяться с ценовой политикой на следующий период, начинать верстать каталоги и готовиться к отраслевым выставкам.
Просчитать даже в сегодняшних российских реалиях можно многое. Кроме погоды. От того, каким будет лето – жарким или дождливым, - и настроение, и доходы турбизнеса зависят очень сильно.
- Как и любая другая туроператорская компания, мы ждем, что лето будет солнечным и сухим, - говорит Татьяна Сажаева. – Мы долгое время ориентировались на докризисный 2008 год. Он был самым "тучным". Но пора про него забыть. 2011 был успешнее, а 2012, я надеюсь, окажется еще лучше.
- То есть, "Охота" чувствует увеличение турпотока, о котором ежегодно говорят власти?
- Конечно, в том числе и в цифрах. Но через агентов и операторов на Алтай едет только какая-то часть туристов, судить об общем потоке только на основании этих данных, наверное, невозможно. Плюс, на Алтае сильно развит самодеятельный туризм: сел в машину, доехал, самостоятельно разместился.
- Что сегодня представляет собой рынок туроператоров в регионе? Сильна ли конкуренция?
- Турагентский рынок в нашем регионе перенасыщен, а вот оценить операторский сегмент сложно, так как для ведения этой деятельности компании не обязательно находиться на Алтае. А для анализа конкуренции это имеет значение. Кроме местных операторов, которые зарегистрированы в Барнауле и Алтайском крае, на рынке давно работают новосибирские, омские, кемеровские, а также московские компании, которые создают и продают туры на Алтай. Последние, кстати, занимают очень большую долю рынка лечебно-оздоровительных туров, и создают конкуренцию, буквально дышат в спину в других нишах. Кроме этого, часть клиентов оттягивают компании, которые занимаются туроператорской деятельностью вне правового поля.
- Между сколькими игроками поделена большая часть рынка?
- Чтобы это понять, нужно просчитать общий объем рынка, а такого анализа не существует. Даже мне, руководителю компании, работающей в этой сфере, сложно понять обороты конкурента, потому что нас не обязывают, как банкиров, публиковать годовые отчеты.
Но я могу кое-что понять по эмоциональной реакции принимающих сторон. Любая база, гостиница или санаторий отслеживает своих ведущих партнеров. Понимая, кто входит в этот список, и сравнивая свою позицию в нем, я могу предположить, что основные объемы дают четыре-пять компаний, остальные – более мелкие игроки. Но в процессе работы мы можем покупать и перепродавать друг у друга разные компоненты туров. Например, есть операторы, даже небольшие, в управлении которых полностью находятся номерные фонды тех или иных объектов, и они раздают квоты мест другим участникам рынка. Но когда турист покупает в агентстве тур на Алтай, он, как правило, не догадывается, что прошел по цепочке "агент – оператор – поставщик услуг", поскольку на цену продукта это не влияет.
- А что влияет на цены? Из чего складывается стоимость тура на Алтай?
- Если говорить о турпродуктах Алтайского края и Республики Алтай, то это в первую очередь цена проживания. Дальше - перевозка (и не только от ближайших сибирских центров), питание и дополнительные услуги (экскурсии, сплавы и т.п.). Какие-то компоненты можно купить на месте по отдельности.
В последнее время цены стабильны и год от года меняются незначительно. Появилось понимание, что формироваться они должны не только из затрат. Может быть, нам и хотелось бы поднять цены, но этот товар после определенной планки люди уже не купят. Сегодня туры на Алтай конкурируют с предложениями по зарубежному отдыху. И если за те же деньги можно поехать в Турцию, это не на пользу алтайскому турпродукту.
- Туристы отмечают, что цена за ту же услугу на месте может быть ниже, чем у оператора?
- По моему мнению, на месте все должно стоить дороже, чем при покупке в агентстве – это нормальная практика всех цивилизованных стран, в которых развит турбизнес. И многие наши партнеры так работают. Остальным мы уже не первый год пытаемся разъяснить, почему это неправильно, но пока безуспешно. В Барнауле и Белокурихе есть санатории, которые продают свои услуги операторам и агентам дороже, чем прямым клиентам, но мы все равно работаем с ними и честно говорим клиентам, которые туда собираются, что цена на месте может отличаться не в нашу пользу.
- То есть теряете клиентов?
- То, что это неправильно, нужно объяснять санаторию, а не клиенту. Туристу разницы нет, ему главное, чтобы его качественно обслужили. Знаю много случаев, когда туристы на машине, с маленькими детьми, после долгой дороги самостоятельно заезжают на пятую, седьмую, десятую базу, и не находят свободных мест. Или вынуждены останавливаться там, где их не все утраивает. В следующий раз они предпочтут забронировать подходящее жилье заранее и в агентстве.
- Цена – это решающий аргумент при покупке тура?
- К счастью, не всегда. Есть те, кто принимают решения исходя из того, какое место они хотят посетить. Если говорить об Алтае, то меня, например, радует, что есть люди, которые хотят открыть для себя новые места. Невозможно же всю жизнь ездить только на Аю и в Чемал!
- Куда еще вы бы посоветовали поехать?
- Куда мы поманим сегодня своих туристов, туда они и поедут – от продвижения зависит многое. На Алтае достаточно мест, которые менее известны, но не менее интересны. Про Аю и Белокуриху можно уже ничего не рассказывать, просто оформить путевку и все. А про другие места надо знать, суметь заинтересовать туриста, а для этого лучше всего самому везде побывать.
- Многие ли ваши туристы выбирают нестандартные туры на Алтай?
- Их немного. Но есть постоянные клиенты, которые каждый раз хотят посмотреть что-то новое. Я не устаю повторять: отъехав чуть в сторону даже от привычных маршрутов, можно увидеть совсем другой Алтай. В нескольких километрах от Аи, например, есть Бассаргино - почти Швейцария. Я рада, что есть те, кто не хотят просто на базу, на Катунь, а едут на Колывань, в Яровое и т.д. Чем больше таких людей, тем интереснее нам работать. Я уверена, что потоки рано или поздно перераспределятся.
- Чего вы ждете от предстоящего лета?
- В прошлом году мы сделали ставку на Яровое, и сейчас хотели бы увеличить объемы на этом направлении. Мы продолжим заниматься событийным туризмом, а также работой с новым маршрутом "Малое золотое кольцо Алтая" - мы уже выстроили его схему и, надеюсь, будем возить большие группы. Путевка будет стоить от 3900 рублей на одного человека (три дня и две ночи, включено питание, экскурсии и проживание по системе "фортуна"). Этот маршрут продвигали на выставках еще прошлой весной, после чего провели пресс-тур. Но операторы смогли подключиться к работе на нем намного позже, так как администрация на том этапе не понимала - для того, чтобы встроить новый маршрут в систему операторских и агентских продаж, нужно как минимум полгода. В процесс создания "Большого золотого кольца Алтая" операторы были включены с самого начала – прошлой осенью мы проехали по нему и познакомились со всеми его возможностями.
- Власти Алтайского края планируют продвигать новый маршрут уже этой весной. Есть о чем рассказать миру?
- Да, районы, по которым пройдет маршрут, будут уже сейчас представлять потенциал "Большого кольца". Но турпродукта как такового пока нет – ни транспортной схемы, ни цены. Есть только нитка маршрута и понимание, какие экскурсионные объекты и достопримечательности в него можно включить.
- А если после выставок появятся туристы, который захотят проехать по этому кольцу, вы сможете что-то предложить?
- Мы можем провести туристов по части маршрута хоть сейчас. Непроходимый участок, где нужно передвигаться только на джипах, совсем небольшой. И если у туристов есть время и деньги, они вполне могут стать первопроходцами всего маршрута.
- Сколько может стоить такой тур?
- Я не готова сказать с точностью до копейки. Но средняя базовая стоимость хорошей восьми-десятидневной групповой экспедиции по Алтайскому краю и Республике Алтай – от 16 тыс. рублей на человека. Индивидуальный тур для одного-двух туристов – от 30 тыс. рублей. Я думаю, поездка по "Большому кольцу" будет стоить примерно столько же.
- С учетом транспортных возможностей, а также номерного фонда на местах, сколько человек могут одномоментно перемещаться по большому и малому кольцу?
- Думаю, можно говорить о 40-местном автобусе. Хотя возможности в некоторых точках намного больше (например, в Змеиногорске, на Белом озере и в Саввушке). Возможности малого кольца значительно выше. Например, в апреле, в рамках выставки "Алтай-тур. Алтай-курорт" мы повезем по нему сразу 250 человек – профессиональных посетителей мероприятия.
- Верите ли вы в то, что на Алтай можно привлечь серьезный турпоток из центральной части России?
- Если бы этот вопрос мне задали три-четыре года назад, я бы сказала "нет". Но сегодня растет число перевозчиков, выполняющих рейсы из Москвы в Барнаул, и я не удивлюсь, что когда-нибудь чартеры с туристами будут прилетать в Горно-Алтайск или Бийск. Не все москвичи готовы к тому, что после перелета им предстоит еще целое автомобильное путешествие к месту отдыха. Если путь станет короче, это изменит их отношение. По опыту знаю: раньше, чтобы завязать отношения с московской компанией, нужно было очень постараться. Сейчас нами интересуются и без нашей инициативы. Рынок выездного туризма в Москве перенасыщен. Многие туристы уже по многу раз побывали за границей и готовы путешествовать по России. В Сибири два сильных бренда – Байкал и Алтай. У Байкала, конечно, много плюсов, но когда речь заходит о комфорте (с базами и гостиницами у нас получше) и о том, что можно сразу увидеть все – от степей до высокогорий, Алтай побеждает.
- Вашему оптимизму можно только позавидовать! А что бы вы хотели изменить в алтайском туризме?
- Моя голубая мечта – открыть интернет и увидеть, что запросов "отдых на Алтае" больше, чем запросов "отдых в Турции".
- Сегодня много говорят о безопасности россиян за границей – у всех на слуху новости о несчастных случаях, ДТП и т.д. А в безопасности ли российские туристы, которые путешествуют по Алтаю?
- Если человек выезжает за границу, он обязательно страхуется. А как поступаем мы, когда едем на Алтай? Страхуются, к сожалению, немногие. Мы же дома, полис ОМС есть у каждого. Но, к сожалению, туда не входит укус клеща и т.п.
Идеальная ситуация на "Бирюзовой Катуни" - там есть стационарный медицинский пункт. Более или менее вопрос решен в районе Аи и на базах, которые находятся в населенных пунктах. Сложнее – в малодоступных местах. Наш большой минус в том, что в отдаленном районе получить квалифицированную помощь невозможно.
Но с другой стороны, у нас никогда не будет так, как в Турции, где тебе не будут оказывать медицинскую помощь, пока ты не предоставишь гарантии, что можешь оплатить эти услуги.
В вопросе безопасности на дороге все относительно. Да, нужно расширять количество полос, тогда аварий будет меньше. Но как мы ездим?! На Чуйском тракте мы все зависим не от того, окажут нам или не окажут медицинскую помощь, а от дурака на дороге…
О партнерах и конкурентах
- Туристический рынок Барнаула очень разнородный. Нет консолидированной позиции, сложно просчитать тенденции. Есть туристические фирмы, в которых работают жены успешных людей, для которых главное – багаж собственных поездок, положение профессионала в турбизнесе. Есть "классические" компании, которые вышли из советского туризма, они знают технику и технологию, имеют наработанный опыт и связи. Есть молодые, динамичные агентства, которые пришли на рынок зарабатывать деньги, у них другие взгляды, может быть, более меркантильные, они понимают рыночные механизмы. Нашему туристическому рынку в современном понимании всего-то 10 –15 лет.
Убеждена, что в туризме не должно быть закрытых компаний. Бизнес по-русски это, конечно, во многом личные отношения. Но нужно уметь подняться над этим, если думаешь о стратегическом развития компании. Сделай своего конкурента своим партнером и ты получишь больше выгод.
Об общественной работе
- Я увлекающийся человек: если есть разумная идея - я начинаю "рыть" в этом направлении. Уже все мне говорят, да успокойтесь вы, неужели в депутаты собрались? Нет, просто мне не все равно, когда я вижу, как другие компании наступают на те же грабли. Честно говоря, в последнее время я отчасти разочаровалась в общественных организациях. Все-таки много в них балласта. Есть кучка активистов, которые реально что-то делают, а остальные в довеске.
О путешествиях
- Я бы хотела больше путешествовать, но пока еще не перестала находить удивительное рядом. Стремление к перемене мест, к новым эмоциям, впечатлениям – у меня это практически каждый день. Я очень домашний человек, который постоянно "вьет гнездо". Английские газоны, африканские пустыни с кактусами, джунгли из лиан – все это я культивирую сама у себя дома. Я еще не научилась делегировать – мне постоянно нужно быть в курсе всего: дел в компании, новостей турбизнеса, настроения близкого человека. Я не могу оставить цветы, которые выращиваю. И, безусловно, нельзя оставить бизнес. Я не тот человек, который может уехать на полгода или даже на месяц, а потом прийти и спросить: ну, как вы тут поработали?
Я люблю море, но меня пока больше манит в горы. Я не умею отдыхать – мне нужно каждую минуту быть нужной: близким, друзьям, коллегам, партнерам, туристам.
Татьяна Ивановна Сажаева окончила Алтайский государственный университет, филолог. В туристической отрасли работает более 12 лет, восемь из них – в компании "Охота", где сейчас занимает должность директора по развитию. Дважды, в 2007 и 2008 году, избиралась на пост президента Алтайской региональной ассоциации туризма.
"Охота", входящая сегодня в число крупнейших операторов по Алтаю, была создана в 1997 году. В 1998 году началось строительство туркомплекса "Царская охота", который с момента открытия находится в управлении "Охоты". В 2003 году создается одноименное агентство, а в 2007 году компания приобретает и статус туроператора.
Любопытно, что путешествия не относятся к числу хобби Татьяны Сажаевой. Отдыхать она предпочитает дома, занимаясь любимыми делами. Например, у нее дома есть оранжерея, где она выращивает фикусы и другие, не только декоративные, растения. Например, на днях был собран урожай перцев. Татьяна любит и животных – разводит азиатских овчарок и воспитывает кошку.