Нужно ли России общественное телевидение?

март 22, 2012

Возможно, уже в апреле президент Дмитрий Медведев подпишет указ о создании в России общественного телевидения. Споры о том, на основе какого канала его организовать и как оно будет финансироваться, не утихают. Между тем средства на реализацию проекта потребуются немалые. По оценке советника президента Михаила Абызова, на создание общественного телеканала требуется потратить около миллиарда рублей. Эксперты высказали свое мнение о том, нужно ли в России создавать общественное телевидение и каковы перспективы подобного телеканала в нашей стране.

Владимир Познер,
телеведущий:

Чтобы создать общественное телевидение, в стране должна быть принципиально другая политика. А я не вижу, чтобы она становилась другой. Поэтому у меня есть неприятное ощущение, что это "разводка". Но я не хочу оказаться в положении, когда мне придется сказать себе, что я даже не попытался.

Устали от политиков и звезд

Валентина Мансурова,
декан факультета журналистики Алтайского государственного университета:

"Ничего скучнее придумать невозможно! – говорят многие из тех, кто, побывав за границей, успел приобщиться к просмотру программ общественного телевидения той или иной страны.– Невыразительно, вяло…" Действительно, совершенно иной мир на экране такого телевидения! В сентябре 2005 года, когда вся Америка переживала ужасы урагана "Катрина" и крупные телеканалы показывали его страшные последствия, в штате Невада мне удалось увидеть программу местной редакции общественного телевидения. Она целиком была посвящена малозаметному в масштабах трагедии событию: семьи из города Рино (столицы штата) встречали самолет с прилетевшими из пострадавшего Орлеана. Камера обстоятельно показывала лица тех и других, репортеры не торопились обрывать диалоги…

Позднее при встрече редактор местного канала общественного телевидения подтвердил: такие передачи имеют высокие рейтинги. Люди видят себя, своих соседей, жизнь, которая их окружает. И им это нравится больше, чем жизнь политиков и звезд!

Такое телевидение ближе к своим зрителям. Ведь все мы уже под­устали от глобальных проблем. Даже художественные достоинства телесюжетов становятся не слишком важны. Ценится простой, бесхитростный подход к отражению жизни на экране. Половина программ общественного телевидения  создается "на месте", с ориентацией на интерактивные опросы аудитории. Остальные программы – своеобразный ритейл телевизионного контента, идущего из телекомпаний, которые работают на общественное телевидение в масштабах страны. Но этот ритейл, как и содержание местных телекомпаний, оплачивают благотворительные фонды, общественные организации, меценаты и в разумной доле сами телезрители.

Если общественное телевидение и в нашей стране будет существовать на взносы, я думаю, это будет небольшая сумма. По сути, сейчас, отдавая деньги кабельному оператору, мы не очень-то интересуемся, за что мы платим. Телевидение, которое называется "общественным", просто обязано будет отчитываться перед обществом за адресность наших взносов.

Поздно спохватились

Василий Гатов,
руководитель медиалаборатории РИА "Новости":

Это запоздавшая на 15–17 лет идея, которая в современных условиях спекулятивна и лишена делового смысла. Чтобы общественное телевидение было значимым, оно должно лежать в основе рынка, быть точкой отсчета, а не создаваться после того, как рынок сформирован. Сегодня история с общественным телевидением просто затеняет реальную проблему российских медиа. И ее нужно решать не созданием сложнейшего института с гигантской системой согласования противоречивых интересов. Гораздо актуальнее обеспечить гарантии нормальной жизнедеятельности обычным коммерческим СМИ, чтобы ко всем участникам медиапроцесса не возникало претензий, не было цензуры, самоцензуры.

Сегодня – очень условно – можно было бы сделать общественным телеканал "Россия-1", изменив процедуры назначения руководителя и введя систему наблюдательного совета. Основное препятствие здесь – способ создания правил, принятый в России. Типичная практика: рабочая группа создает некий проект, который учитывает интересы ключевых политических фигур. А роль общественных медиа в другом. Они создавались как место легитимации всего политического спектра. Представленное в эфире общественного телевидения существует как политическая сила, пусть даже и малая. Фактически это "место для дискуссий", но более широкое, чем парламент. Общественное ТВ – инструмент национальной и культурной политики, обеспечивающей представительство и многообразие.

Мы еще не готовы

Наталья Питахина,
заместитель директора ГТРК "Алтай":

Идея создания общественного телевидения в России прекрасна. Такое телевидение должно делать программы, заказанные обществом и интересные ему. Но для меня главный вопрос в том, что именно интересно обществу. Я уверена, что в стране и в регионе есть профессионалы, способные создавать телепередачи на различные темы. Однако определить, что именно нужно "обществу в целом", которое, допустим, будет платить за это общественное телевидение, очень и очень непросто. Мы даже сейчас долго думаем, какой сюжет приоритетнее и почему. А в случае с общественным ТВ ответственность будет еще больше. Как оценить, довольны люди тем, что делает телевидение, или нет?

Лично я скептически отношусь к идее создания общественного ТВ. Мне кажется, мы еще не готовы к его появлению, зрители пока не хотят за него платить. Если примут закон об общественном ТВ, то не факт, что он будет соблюдаться в том виде, как его напишут. На практике возможны искажения. Мы знаем на примере других законов, как это бывает в нашей стране.

За организацию такого ТВ, скорее всего, возьмутся энтузиасты, которые верят в эту идею. И, возможно, они правы в том, что попробовать стоит. Но получится ли у них ее реализовать? Это станет своеобразным демо­кратическим экспериментом. Будет жаль, если деньги, выделенные на эту инициативу, будут потрачены впустую.

Опрос. Чего вам не хватает в ТВ?

Александра,
маркетолог:

Я практически не смотрю телевизор. Если только новости. Все остальное, что там показывают, мне абсолютно неинтересно.

Нина Дмитриевна,
преподаватель:

Научно-популярных передач сейчас много показывают. Слишком много сериалов, которые ничему не учат молодежь. А мне, наверное, не хватает хороших добрых фильмов.

Николай,
пенсионер:

Мне всего хватает и все нравится.

Отец Никандр:

Смотреть по телевидению нечего. Проще сказать о том, что нужно убрать, чего не должно быть, – все безнравственное, то, что разлагает человека. Нужно, чтобы больше было жизнеутверждающего, позитивного, чтобы дух у человека воспрял. На хороших примерах дать человеку возможность утвердиться.

Денис,
школьник:

Интересных молодежных передач и фильмов.

Почему в России все еще нет общественного телевидения

Телевидение у нас в стране чаще ругают, чем хвалят. К числу его недостатков относят однобокое освещение событий, невысокий интеллектуальный уровень телесериалов и ток-шоу, смакование криминальных историй или неприглядных поступков людей. А возможно ли в России другое телевидение, если телеканалы зависят или от государства, или от коммерческих структур и в каждом из этих случаев преследуют соответствующие цели? В своем послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев предложил создать в России так называемое общественное телевидение, которое бы не зависело ни от власти, ни от бизнеса.

Феномен общественного телевидения возник в 20-х годах прошлого века, когда телевидение как СМИ только формировалось. Первой общественной теле­радио­компанией стала британская BBC. Затем аналогичные появились и в других странах, во многих из них они существуют уже несколько десятилетий.

В России в начале 90-х годов тоже была попытка создать общественный телеканал. В то время была организована телекомпания "Общественное российское телевидение", которая обеспечивала вещание телеканала ОРТ. Но общественного телевидения из него не получилось – телеканал быстро перешел в руки бизнес-структур. Затем в начале нулевых появился законопроект об общественном телевидении, но не был принят Госдумой.

Сейчас инициатива создания общественного телевидения в России активно обсуждается чиновниками и представителями СМИ. По мнению преподавателя факультета журналистики АлтГУ Павла Рюхова, в настоящее время появление общественного телеканала уже не очень актуально. "Все большую популярность набирают так называемые нишевые телеканалы с узкой тематикой. И телевизионщики понимают, что телевидение в том виде, как оно существует сегодня, скоро умрет. Потому что телевидение для всех – это телевидение ни для кого. В России как раз сейчас и не хватает собственных нишевых каналов", – считает он.

По оценке Рюхова, платить за общественное телевидение граждане скорее всего не будут: "Мы  не привыкли платить за то, что не попробовали. А как попробовать то, что еще не создано?"