март 26, 2012
Как повысить инвестиционную привлекательность сибирских регионов в целом и Алтайского края в частности? Какие условия должны для этого создаваться и какие инструменты использоваться? Эту тему 21 марта подробно обсудили руководители 12 сибирских регионов в Белокурихе на заседании Советов при полномочном представителе президента в СФО и Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Как заметил губернатор края Александр Карлин, сегодня благоприятный инвестиционный климат складывается не только в ресурсно-богатых, но и в аграрно развитых регионах.
Как отметил Виктор Томенко, председатель правительства Красноярского края, общесибирские показатели по инвестициям в основной капитал по итогам 2011 года превысили российские. Алтайский край при этом занимает шестое место из 12 среди регионов Сибирского федерального округа по динамике прироста инвестиций. В 2011 году они составили 70,8 млрд. рублей, это 115,4% к уровню предыдущего года. "Алтайский край, по моему мнению, является одним из самых динамично развивающихся регионов России, где созданы хорошие условия для привлечения инвестиций", — отметил вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин.
Он сообщил, что, по данным рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2011 году наш регион вошел в число лидеров в части улучшения инвестиционной привлекательности: рейтинг края улучшился на 36 позиций. Регион занял 28-е место по уровню инвестиционных рисков и 24-е — по уровню инвестиционного потенциала. "А в августе 2011 года рейтинговое агентство Fitch подтвердило наш национальный долгосрочный рейтинг и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте. При этом прогноз изменился с оценки "стабильный" на "позитивный", — добавил Михаил Щетинин.
Он также рассказал о том, что Алтайский край сегодня использует достаточно широкий перечень инструментов привлечения и удержания инвесторов. Это субсидирование лизингодателям части лизинговых платежей. Субсидирование части банковской процентной ставки рефинансирования по инвестиционным налоговым кредитам. Введение практики субсидирования по кредитам, превышающим 50 млн. рублей. Отмена законодательного ограничения по сроку предоставления поддержки субсидирования затрат по налогу на имущество. "Опыт показывает, что успех участия государства связан не только с устранением административных барьеров, сокращением сроков реализации проекта, но и со строительством объектов инфраструктуры для стимулирования частного бизнеса, — говорит г-н Щетинин. — Для устранения дополнительных требований и упрощения процедуры согласования на строительство и ввод объектов в эксплуатацию управлением по строительству и архитектуре был разработан административный регламент по оперативному предоставлению этой госуслуги — не более 10 дней. Сейчас ведется разработка таких же документов в муниципальных образованиях".
Кроме того, край предоставляет госгарантии для получения инвесторами кредитов. Например, были переданы в залог находящиеся в собственности края 100% акций различных предприятий для обеспечения обязательств по кредиту, привлекаемому компанией "Алтайский бройлер", которая строит свинокомплекс мощностью 32 тыс. тонн мяса в год.
В целом более 2,5 тыс. предприятий разных форм собственности осуществляли реализацию инвестиционных проектов по модернизации экономики в социальной сфере края в 2011 году, резюмировал вице-губернатор. Значительная их часть воплощается в жизнь на принципах государственно-частного партнерства. Наиболее крупные примеры — туристско-рекреационная зона "Бирюзовая Катунь", парк "Новоалтайск — Южный" и другие.
Нужно отметить, что принцип государственно-частного партнерства рассматривался участниками заседания как основной и наиболее эффективный способ инвестиционного развития регионов Сибири в целом. "Это оптимальная форма инвестирования в условиях, когда требуется большая концентрация ресурсов", — подчеркнул Виктор Томенко. По его словам, в течение прошлого года Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" провела большую работу по сбору и анализу информации из регионов на тему основных проблем и возможностей создания инвестиционной привлекательности. По результатам этой работы было сформулировано около 60 предложений, которые были разбиты на тематические блоки, такие, например, как финансовая поддержка, инновационное развитие, трудовые ресурсы, законодательная база. Эти предложения планируется направить в правительство.
В части финансирования предлагается расширить механизмы господдержки за счет Инвестиционного фонда РФ: изменить соотношение государственных и частных инвестиций (от 1/5 до 1/3 доли бюджетных инвестиций к частным), снизить порог стоимости региональных инвестпроектов с 500 до 200 млн. рублей. Прямые инвестиции для создания инфраструктуры могут оказаться, по мнению г-на Томенко, более действенным инструментом, чем даже льготные кредиты ВЭБ — слишком велики и зачастую совсем не обустроены площади в Сибири.
Не менее важная для всех регионов СФО тема — дефицит трудовых ресурсов. По мнению Виктора Томенко, необходимо разрабатывать программы привлечения кадров в Сибирь, их обучения и переквалификации. Его поддержал и полпред президента в СФО Виктор Толоконский, который отметил, что "совсем скоро новые способы производства будут зависеть не от технологий как таковых, не от механизмов, а от интеллектуального потенциала и коммуникаций".
Он же обозначил и необходимость появления новых механизмов управления: "Для современного бизнеса границ одного региона уже недостаточно. Любой инновационный или инфраструктурный проект сегодня уже не "привязывается" к одной территории. И речь должна идти не только об объединении усилий регионов. Я считаю, что федеральное правительство должно часть задач делегировать на уровень макрорегионов — через создание госкорпораций или неких мини-минрегионов".
Участники встречи обозначили также основные принципы и отраслевые направления инвестиционного развития. В частности, одной из наиболее эффективных форм были названы кластеры. Напомним, что в Алтайском крае сегодня функционирует несколько кластеров: агропромышленный, биофармацевтический, сельхозмашиностроительный и т. д. "Кластерный подход позволяет за счет внешних усилий для меня как инвестора капитализировать мои инвестиции, мою собственность, — объяснил с позиции бизнеса преимущества такой формы Виктор Толоконский. — Я строю какой-то объект, но я также знаю, что здесь строятся и другие, те, кто будет покупать мой продукт или поставлять мне сырье или энергию, или между нами возникнут еще какие-то связи, которые позволяют повысить конкурентоспособность инвестиций. С другой стороны, кластер — это еще и преимущество региона: под определенную систему территории будет проще получить господдержку. Потому что государству из всего разнообразия предложений нужно будет выбирать проекты, которые способны дать наибольший синергетический эффект. Наконец, кластерный подход адекватен парковому, когда регион развивает одну территорию, чтобы на ней без дополнительных инфраструктурных затрат от частного инвестора строить производственные мощности, создавать новые рабочие места".
Тема важности инфраструктурной обеспеченности как необходимого условия привлечения инвесторов вообще не раз поднималась руководителями регионов. "При отсутствии инфраструктуры в регионы просто никто не пойдет", — сказал губернатор Омской области Леонид Полежаев. Одной из отраслей, где тема инфраструктуры является ключевой, был назван туризм. "Если нет хорошей транспортной доступности, сколько ни строй гостиниц, сколько ни улучшай сервис, этого будет недостаточно, — разъяснял полпред президента. — Возьмите ту же Белокуриху. Вчера даже в тяжелейших погодных условиях мы спокойно сюда добрались. И вспомните, что было несколько лет назад. Кроме того, сюда пришел газ. Одно дело, когда кочегарка дымит и когда снег черный, и другое — газ. При этом газ дает совершенно иные возможности инвесторам. Нужно понимать, что инвестор без базовых транспортно-энергетических характеристик просто не придет в регион. Современные технологии уже просто не позволяют использовать угольную генерацию".
Еще одним важным направлением развития была названа переработка. "Я считаю, что очень привлекательна сфера сельхозпереработки, в частности глубокой переработки зерна. Такие проекты у нас есть, и мы их будем развивать", — сказал Александр Карлин. Его горячо поддержал Виктор Толоконский: "Вот все говорят, что Сибирь — это сырье. Но мы так рассуждаем, потому что пока мало и не полно его перерабатываем. Это касается не только сельскохозяйственного, но и углеводородного сырья, леса. Новое видение наших стратегических задач включает в себя глубокую переработку всех базовых видов сырья Сибири". По мнению полпреда президента, Алтайский край может совершить прорыв в этом направлении: "Сегодня валовый оборот сельхозпродукции составляет в крае около 100 млрд. рублей в год. Но она базируется на пяти-шести млн. тонн зерна, из которых значительная часть вывозится за пределы региона как зерно и мука. Если это зерно — пусть сначала 1 млн. тонн — будет глубоко перерабатываться с увеличением добавленной стоимости с коэффициентом семь-восемь, то сразу можно выйти на 150–160 млрд. рублей валового продукта за достаточно короткий период времени. Ни в одной отрасли это больше невозможно. А в аграрной экономике возможно".
Алтайский край уже традиционно житницей Сибири назвал и Валерий Кулешов, директор Института экономики и организации производства СО РАН. Он подчеркнул, что сельскохозяйственная продукция — ресурс не менее значимый, чем углеводороды, поскольку обеспечивает продовольственную безопасность. "Это тоже национальный проект", — сказал он.
Важнейшими точками роста были также названы инновационные центры, парки и кластеры. В Сибири сосредоточено несколько крупнейших объектов такого рода. В том числе самый большой в России наукоград Бийск. "Мы вместе должны подумать, как наиболее эффективно использовать потенциал этого института", — обратился к коллегам Михаил Щетинин.
Важность обсуждаемой темы в качестве резюме объяснил Виктор Толоконский, который сказал: "Инвестиции — это развитие инфраструктуры, экономики, создание новых рабочих мест. Это лежит в основе любой жизнедеятельности. Все 19 млн. жителей Сибири мечтают, чтобы у них была новая экономика, потому что она совершеннее, производительнее, потому что в ней другие стандарты зарплаты и вообще всей жизни. За ней следует социальное развитие, обновляется коммунальная сфера. Не может быть улучшения качества жизни, если экономика не развивается". Он привел в пример и Алтайский край: "Здесь много реализуется общефедеральных программ. Но все равно прорыв ощущается тогда, когда построен новый комплекс, новое производство, когда предприятие выходит на новые объемы, растет производительность труда, зарплата. У вас это можно легко наблюдать в самых разных городах и районах".
Объем инвестиций в экономику в прошедшем году превысил 70 млрд. рублей (115% к уровню 2010 года), государственную поддержку получили 17 предприятий, реализующих инновационные проекты. Всего за период с 2005 года поддержано 276 хозяйствующих субъектов, а сумма выделенных из регионального бюджета на эти цели средств превысила 1,3 млрд. рублей.
Крупные инвестиционные проекты, направленные на существенное расширение производственных мощностей, модернизацию производства, создание новых рабочих мест, реализуют акционерные общества "Сибирь-Полиметаллы", "Алтайвагон", "Алтай-Кокс", "Кучуксульфат", "Сибэнергомаш", "Алтайский завод агрегатов", а также "Алтайский завод прецизионных изделий", "Завод механических прессов".
Перечень предприятий, занимающихся переоснащением производства и расширяющих линейку изделий на принципиально новом технологическом уровне, достаточно широк. Это "Барнаульский станкостроительный завод", "Алтайский шинный комбинат", "Алттранс", "Мартика", "Меланжист Алтая", "Алтайский трикотаж", "Швейная фабрика" (Рубцовск).
Наша политика в промышленном секторе в текущем году будет ориентирована на поддержку новой индустриализации. Это будет выражаться в трансляции больших государственных ресурсов для стимулирования создания новых высокотехнологичных производств с числом занятых не более 250–300 человек. Такой бизнес должен строиться в современном формате, учитывающем логистические, ресурсные и иные особенности региона. Нужно отказаться от призывов реанимировать старые предприятия с огромной затратной инфраструктурой. Будем более активно способствовать закреплению кластерного подхода к развитию промышленности, грамотному межтерриториальному разделению труда, более полному использованию наших конкурентных преимуществ, в том числе научно-технического и образовательного потенциала региона. Такой опыт мы уже начинаем приобретать, в частности, в биофармацевтике, сельхоз- и энергомашиностроении. Однако необходимо существенно активизировать деятельность созданной для этих целей специализированной организации — Алтайского центра кластерного развития.
Первое большое преимущество Сибири состоит в том, что у нас есть крупные городские агломерации. Это города с мощным научным, образовательным, культурным, промышленным потенциалом. Второе преимущество заключается в том, что мы обладаем географической близостью к самым большим и быстро растущим рынкам — Китаю, Юго-Восточной и Центральной Азии; в эти регионы смещается центр деловой, экономической, инвестиционной активности.
И тем не менее инвестиционного прорыва не происходит. У нас нет базовых условий для оптимизации процессов. В некоторых регионах есть жесточайшие инфраструктурные ограничения: нет энергетики, транспортных коммуникаций, кадров и т. д. Наконец, есть сложнейшие системные ограничения — не всегда очевиден субъект инвестиционного развития. Мы не обладаем бюджетами развития. И это справедливо для всех 12 субъектов. У нас такая бюджетная политика и такие межбюджетные отношения, что даже в регионах с насыщенной экономикой бюджет развития занимает очень небольшую долю. И изменить эту тенденцию без изменения базовых условий нельзя. Здесь большой круг задач стоит перед федеральным центром.
И в регионах мы порой тоже остаемся консервативными в наборе инструментов поддержки. Мы уже не должны тратить основные усилия на то, чтобы показывать кому-то, чем мы богаты. Мы должны предложить более качественные механизмы стимулирования частных инвестиций в нашу экономику. Таких механизмов сегодня используется недостаточно. Да, можно говорить о слабостях бюджетного, налогового и иного базового законодательства. Но даже в рамках него в регионах создается крайне мало институтов развития. Скромно применяются инструменты госгарантий, которые нужны инвесторам, чтобы привлечь деньги с рынка. Наконец, и в целом в инвестиционной политике мы должны уповать не столько на привлечение прямых федеральных инвестиций, сколько на создание правительством условий для более благоприятного инвестиционного развития.
Регион |
Инвестиции в основной капитал, в млрд. рублей |
В % к 2010 году |
Республика Алтай |
11,8 |
116,9 |
Республика Бурятия |
41 |
108,8 |
Республика Тыва |
7 |
89,7 |
Республика Хакасия |
38,1 |
147,4 |
Алтайский край |
70,8 |
115,4 |
Забайкальский край |
51,6 |
103,2 |
Красноярский край |
303,9 |
113,2 |
Иркутская область |
138 |
106,4 |
Кемеровская область |
225,1 |
131,4 |
Новосибирская область |
142,1 |
115,9 |
Омская область |
83,3 |
105,4 |
Томская область |
101,9 |
124,5 |
Год |
Алтайский край |
Российская Федерация |
2006 |
122,6 |
116,7 |
2007 |
126,1 |
122,7 |
2008 |
106,8 |
109,9 |
2009 |
80,9 |
83,8 |
2010 |
118 |
106 |
2011 |
115,4 |
106,2* |
Стратегия развития Сибири до 2020 года предусматривает реализацию более 350 инвестпроектов на общую сумму свыше 7 трлн. рублей.
Материал подготовлен при содействии Управления по печати и информации Алтайского края.