апрель 25, 2012
Компания "М2М телематика-Алтай" появилась, когда оснащение всего пассажирского транспорта спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС стало обязательным. Многие пассажироперевозчики были недовольны новыми требованиями, так как они влекли за собой дополнительные траты. С недоверием транспортники относились и к основному поставщику навигационных решений в регионе, которым стала "М2М телематика-Алтай". Теперь навигаторы стали привычным оборудованием в автобусах и маршрутках, а спектр навигационных услуг сильно расширился. О работе на бурно растущем рынке, конкуренции и непростых взаимоотношениях с клиентами в интервью рассказал Иван Пальталлер, директор компании "М2М телематика-Алтай".
Иван Пальталлер, директор компании "М2М телематика-Алтай".
Анна Зайкова
— Расскажите о компании "Навигационно-информационные системы" ("НИС") и холдинге "М2М телематика", с которыми вы сотрудничаете (подробнее см. "Досье"). Их статус непонятен многим местным транспортным предприятиям. Хотя формально "М2М телематика" монополистом не является, некоторые региональные перевозчики ее считают таковой. Причем они уверены, что существующая рыночная ситуация сложилась не без участия государства.
— "НИС" — негосударственная компания. Это пример государственно-частного партнерства, причем не совсем традиционный. 70,01% акций "НИС" принадлежит корпорации АФК "Система", 29,99% акций — Роскосмосу. В 2009 году постановлением правительства "НИСу" присвоен статус федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности. "М2М телематика" — это ведущий инновационный вертикально интегрированный холдинг, который с прошлого года контролируется "НИСом", так как 51% его уставного капитала был передан федеральному сетевому оператору. Совокупная выручка у "НИСа" и "М2М телематики" по итогам 2011 года составила 6 млрд. рублей, тогда как весь объем российского рынка м2м — 11 млрд. рублей.
— Какими возможностями в связи со своим статусом обладает "НИС"?
— Компания "НИС" создана в 2009 году с целью обеспечения коммерциализации и массового внедрения технологий ГЛОНАСС в России и за рубежом, а также построения единого навигационно-информационного пространства. Компания "НИС" не отвечает за "космическую часть" навигационной системы ГЛОНАСС, она занимается развитием наземной инфраструктуры для ее использования. В мае 2010 года правительство определило "НИС" как единственного исполнителя госпрограммы по повышению безопасности дорожного движения "Эра — ГЛОНАСС". А с июля 2011 года "НИС" определен как единственный исполнитель работ по оснащению транспорта для государственных нужд.
Фактически это означает, что у органов исполнительной власти появляется альтернатива в способе выбора поставщиков навигационных систем. Они могут работать по ФЗ-94. Но все мы знаем, что особенности этого закона, как правило, не позволяют заключить контракт с надежным поставщиком. Компетенции и опыт участников конкурсов никак не учитываются, имеет значение лишь цена товаров и услуг, из-за чего часто побеждают недобросовестные компании. В связи со статусом оператора "НИС" органы госвласти разных уровней имеют законное право обращаться к нему напрямую, без проведения конкурса. Так они могут застраховаться от некачественных решений и потенциальных проблем с интеграцией оборудования в единое навигационно-информационное пространство, которое строит "НИС".
— То есть "М2М телематика-Алтай" как дистрибутор решений группы компаний "М2М телематика" не имеет конкурентов при обслуживании госсектора региона?
— Почему же не имеет, конкуренция есть всегда. Тем более что навигационный рынок сейчас является одним из самых быстрорастущих в мире. Каждый год он увеличивается примерно в три раза. Многие производители, в том числе и отечественные, проявляют к нему интерес. В Алтайском крае работают 25–30 компаний, которые занимаются спутниковой навигацией. В основном они ориентированы на бизнес-сегмент, но и с госсектором иногда сотрудничают. Другое дело, что сотрудничество с компанией "М2М телематика-Алтай" как с региональным представителем "НИС" и "М2М телематика" дает возможность заказчикам быть уверенными в том, что внедряемые системы навигации будут полностью соответствовать стандартам, принятым в стране и совместимы с навигационными системами федерального уровня.
Не стоит полагать, что наша компания работает исключительно в государственном секторе. Бизнес-сегмент для нас тоже очень интересен.
— Что такое единое навигационно-информационное пространство? Могут ли другие производители навигационного оборудования интегрироваться в него?
— По сути это система отраслевых диспетчерских центров, работающих на единой технологической мультисервисной платформе, которые аккумулируют информацию о состоянии транспорта в сферах пассажирских перевозок, ЖКХ, "Скорой помощи" и других. Данные центры должны организовываться на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и интегрироваться между собой для передачи необходимой информации, которой будут пользоваться различные госструктуры. Также эти данные будут обрабатываться и предоставляться населению в том или ином виде. Возможно, это будут информационные порталы, где появятся онлайн-расписание автобусов, прогноз погоды, сведения о состоянии дорог и так далее. Единое пространство предполагает обобщение всей информации от транспортных средств вне зависимости от того, оборудованием какого оператора они оснащены. Главное, чтобы оно соответствовало требованиям.
— Но ведь на практике все выглядит иначе. Перевозчики констатируют, что при оснащении автопарка их заставляли покупать определенное оборудование, потому что другое не может быть включено в систему.
— Перевозчики немного лукавят. Им объясняют, что нужно устанавливать оборудование, которое соответствует требованиям, определенным правительством в лице Минтранса. В настоящий момент процесс оснащения транспорта, перевозящего пассажиров и опасные грузы, регламентируется двумя приказами Минтранса. Там прописаны требования к бортовому блоку: он должен обладать дисплеем, определенным набором функций, объявлять остановки и так далее. Там же описан порядок оснащения и подключения к диспетчерским центрам. Понятно, что не все оборудование этим требованиям соответствует — всего четыре терминала.
— И все они, наверное, производятся одной компанией…
— Три производителя. Но на рынке в целом сотни моделей терминалов. Перевозчики часто обращают внимание на низкую цену и не проверяют аппарат на соответствие требованиям. Из-за этого у них потом возникают проблемы, транспорт приходится переоснащать. На барнаульском транспорте установлены различные приборы, но требованиям они соответствуют.
— Ваша компания устанавливала и обслуживала навигационную систему "Горэлектротранса". Но недавно предприятие отказалось от ваших услуг, потому что, по оценке его руководства, они слишком дорогие. Как вы можете это прокомментировать?
— Стоимость — понятие относительное. Мы как оператор имеем ряд тарифов. Каждый из них включает определенный набор услуг. Руководство "Горэлектротранса", по нашей оценке, немного оторвано от того, что реально происходит на предприятии. Оно считает, что наши услуги стоили дорого, зато производственный отдел каждый день присылал нам по 20–30 заявок на устранение неисправностей, которые не были гарантийными. На протяжении всего периода сотрудничества каждую ночь несколько наших бригад выезжали на обслуживание их транспорта. Сами понимаете, что все это не может быть бесплатно. К сожалению, руководство "Горэлектротранса" не предпринимало мер по отношению к персоналу, выводящему аппаратуру из строя. Конечно, это сложно, тем более на таком большом предприятии, но многие случаи можно было пресекать. Я не знаю, как предприятие планирует работать дальше. По имеющейся информации, сейчас они снова на конечных остановках посадили диспетчеров, которые вручную отмечают рейсы. Пришли к тому, от чего ушли.
— Но получается, что "Горэлектротранс" был в определенной зависимости от вас. Сломалось у них оборудование, и никто, кроме вашей компании, не может его починить.
— На самом деле с таким подходом зависимость была бы от любого поставщика системы. Мы неоднократно пытались передать им часть функций по техническому обслуживанию аппаратуры с целью сокращения времени пребывания наших специалистов на объектах. Это позволило бы им существенно экономить, но поддержки наши предложения не нашли.
— То есть на предприятии должен быть специалист, который контролирует работу системы?
— На самом деле должна быть стратегия использования подобных систем в городе. Коммерческий сектор, например, сам проявляет заинтересованность в этом оборудовании. Из 310 тыс. автомобилей, оснащенных в России ГЛОНАСС (это 1% всех автомобилей страны), порядка 60% — это именно коммерческий сектор. Потому что при использовании навигационных систем издержки эксплуатации транспорта действительно сокращаются в среднем на 30%. К сожалению, не во всех муниципалитетах используют внедренные навигационные системы в полном объеме, а где-то вообще внедряют только для того, чтобы выполнить закон.
— Как выстраиваются ваши взаимоотношения с операторами "большой сотовой тройки"? Недавно все они заявили о том, что в этом году намерены активно развиваться в нише м2м.
— Большинство навигаторов работают через сети GSM, и в них установлены sim-карты сотовых компаний. В настоящее время мы используем "симки" двух операторов — "Билайна" и "МТС". "Билайн" был выбран потому, что у его сети самая широкая зона покрытия в крае. Недавно мы заключили с "МТС" соглашение о сотрудничестве. Согласно ему оператор будет продавать некоторые виды наших терминалов, а мы в свою очередь будем использовать их услуги для передачи навигационных данных. Что касается самостоятельного развития сотовых операторов на этом рынке, мне кажется, они больше ориентированы на сектор физических лиц. Сотовые операторы, безусловно, займут свою нишу на рынке м2м и облачных сервисов, но я думаю, она в первую очередь будет связана именно с сервисами для частных пользователей, так как на рынке транспортной телематики уже сформировался пул профессиональных игроков.
О тахографах
— Компания создавалась под навигационный бизнес, но мы начинаем развиваться и в других направлениях. Сейчас водители практически не пользуются тахографами. Но существует законодательная инициатива сделать их использование обязательным, формируются требования к компаниям, которые смогут заниматься установкой тахографов и их последующим сопровождением. В настоящее время порядка 200 компаний в России аккредитованы на ведение этой деятельности по предварительным условиям. Понятно, что функцию тахографов может заменить навигатор. Проблема только в том, что тахографы сертифицированы как средство измерения, а навигаторы пока нет. Но тем не менее уже сейчас есть прототипы устройств, которые совмещают в себе функции навигаторов и тахографов. Мы хотим работать в этой нише.
О картографии
— В России сейчас нет качественной электронной карты для навигационных приборов со стопроцентным покрытием. Это создает проблемы. Водители не доезжают до нужного места или не находят необходимых объектов. На большинстве персональных навигационных приборов используются карты Google или Yandex и т. д. Карту России в настоящее время создает компания Navteq, которая является одним из мировых лидеров в картографии и принадлежит Nokia. Картография Navteq полностью интегрирована в навигационные продукты от "НИС" и "М2М телематика". Насколько мне известно, это единственная компания, которая до сих пор при составлении карт практикует физический объезд дорог. Барнаул и некоторые другие города края в их картах представлены, но еще не на самом высоком уровне точности. До уровня "прайм" точность карты Барнаула планируется довести к концу 2012 года.
О спутниковой конкуренции
— ГЛОНАСС и GPS по сути являются не конкурирующими, а взаимодополняющими системами. В последнее время стоимость двухсистемного оборудования существенно снизилась, и потребители отдают предпочтение именно ему, потому что оно обладает лучшими качественными характеристиками и точностью позиционирования. В скором времени будут запущены европейская спутниковая система "Галилео" и китайская "Компас". Трехсистемные приемники уже появляются. Со временем они станут четырехсистемными. За счет массовости использования их стоимость будет снижаться.
Иван Робертович Пальталлер родился 25 января 1986 года в Барнауле. Высшее образование получил на экономическом факультете (кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита) Алтайского государственного университета. В 2006–2008 годах работал старшим менеджером отдела продаж в компании "АлтайАвтоЦентр". С 2008 года является директором компании "М2М телематика-Алтай". Г-н Пальталлер женат. В качестве хобби отмечает футбол.
Иван Пальталлер является сыном вице-премьера Республики Алтай Роберта Пальталлера, который возглавлял ряд крупных предприятий Алтайского края ("БЛВЗ", "Барнаульский водоканал") и был депутатом краевого парламента.
"М2М телематика-Алтай" создана в 2008 году. Она специализируется на продаже, установке и обслуживании навигационного оборудования на транспорте и занимает около 30% рынка транспортной телематики в Алтайском крае. За время работы компания реализовала около 3,2 тыс. навигационных ГЛОНАСС/GPS терминалов и создала более 150 диспетчерских пунктов. По оценке компании, в настоящее время в Алтайском крае навигационной аппаратурой оснащено от 8 до 10 тыс. единиц транспорта.