апрель 29, 2012
Большинство жителей нашей страны довольно консервативны в своих соображениях о том, какие школьные предметы важнее других. В наследство от советской системы образования нам осталось представление о физкультуре как о факультативном, необязательном предмете. Правда в том, что физкультура важнее даже математики и родного языка, без двигательной активности интеллектуала не вырастишь.
Вся наша жизнь – движение, особенно жизнь подростка, уверена Елена Колтыгина, кандидат психологических наук, преподаватель факультета физической культуры Алтайской государственной педагогической академии.
– Природой человеку предназначено проводить в движении всю жизнь. На движении построена вся деятельность органов, сердечно-сосудистая система перекачивает кровь, и везде есть мышечный слой, будь это скелетная мускулатура или мускулатура внутренних органов, – говорит Елена Владимировна. – Гоняться за мамонтом, догнать, завалить, употребить – вот чем должен заниматься человек по замыслу природы. Сравните это с образом жизни, который мы ведем сейчас. Чтобы полностью реализовать потребность в двигательной активности, человек должен каждый день бегать 3 часа 40 минут со скоростью 10 километров в час.
Согласитесь, мало кто выполняет эту норму. Детям некогда, родителям некогда. Если о малышах родители еще заботятся, водят их в бассейн и спортивные секции, то подросток в этом смысле обычно предоставлен себе.
Поэтому важно решать проблему родительской некомпетентности. Если один из родителей ведет активный образ жизни, хотя бы на уровне "покататься на лыжах в выходные", то ребенок с вероятностью 60% будет его копировать. Если активную жизнь ведут оба родителя, то 90%, что ребенок выберет здоровый образ жизни. А раз большинство родителей выходные проводят на диване у телевизора, то и дети растут такими же. Особенно актуально это для подростков, которые черпают ценности из своего окружения.
По словам Елены Владимировны, родители, которые стараются вырастить из ребенка в первую очередь интеллектуала ("денег, чтобы платить за обучение в хорошем университете, у нас нет, старайся сам"), забывают о том, что мозг – это материальный субстрат, который нужно кормить, проветривать, обеспечивать ему хорошее кровообращение.
Современные подростки перегружены, темпы информации, которую нужно переработать, возрастают в геометрической прогрессии. Ребята знают в четыре раза больше, чем их родители, и в 16 раз больше, чем их бабушки и дедушки. Но когда интеллектуальная нагрузка дается без учета того, как это выдержит организм, ни к чему хорошему это обычно не приводит.
– До девяти часов двигательной активности для хорошего самочувствия должна составлять норма двигательной активности для девочек старших классов, для мальчиков – до 12 часов. Причем большую часть физических нагрузок следует выполнять на свежем воздухе.
– Подростковый возраст – самый благоприятный для развития скоростных и скоростно-силовых способностей. Отличные нагрузки для здоровых старшеклассников – быстрый бег на 50 метров, бег с ускорением, бег с низкого старта, метание мяча двумя руками на расстояние. Для развития силовых способностей подростку нужны гантели по 0,5–1,0 килограмму.
– В 15–17 лет происходит активное увеличение мышечной массы, рост тела в длину замедляется, а в ширину – ускоряется. К 17–18 годам завершается формирование организма. У юношей и девушек показатели быстроты движений достигают максимума, развивается гибкость и координационные способности. Поэтому помимо школьных уроков физкультуры им необходимы тренировки не менее двух-трех раз в неделю по полтора-два часа.
Двигательная координация у подростков часто заторможена, необходимо выявить индивидуальную предрасположенность и выбрать "свой" вид спорта. Считается, что в подростковом возрасте полезнее всего "симметричные виды", которые дают равноценную нагрузку на все виды мышц: плавание, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах. Специалисты особенно выделяют плавание – оно снимает с позвоночника статическую нагрузку, которая накапливается за день. Сейчас в Алтайском крае, как и во всем мире, набирает популярность нордическая, или скандинавская, ходьба с палками. В ходьбе с палками участвует 90% мышц, она тренирует выносливость, силы, подвижность, и координацию движений. Узнать больше о сторонниках нового вида фитнеса в Алтайском крае .
К окончанию школы подросток должен уметь выполнять не менее 300 физических упражнений (на силу, выносливость, гибкость), владеть техникой движений пяти спортивных игр и десяти видов спорта (включая элементы легкой атлетики).
Для домашних тренировок каждый старшеклассник должен иметь: гимнастические палки, скакалки, легкие гантели или гири (весом 8–12 килограммов), эспандер, лыжи, коньки, велосипед.
Спортсмены – люди, которые занимаются спортом и имеют первый разряд спортивного мастерства и выше;
– дети, занимающиеся в детских спортивных школах (классах);
– а также ведущие спортсмены сборных команд района, города, края.
Физкультурник – человек, который занимается спортом, но имеет разряд ниже первого, человек, занимающийся физкультурой в той или иной форме (занимается в группах здоровья, посещает бассейн, фитнес-клуб и т. д.).
Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Спорт" - "Жилищная инициатива".