май 2, 2012
В краевом центре при ремонте дорог применялась незаконная схема освоения бюджетных средств. Контракты распределялись без проведения торгов, а вознаграждение за выполненные работы получали избранные частные компании. Это подтвердил Арбитражный суд Алтайского края, рассмотрев серию исков барнаульских чиновников. Впрочем, последние с такой точкой зрения не согласны.
Алтайские единороссы провели митинг в честь окончания партийного проекта "Новые дороги городов России". Барнаул, 9 ноября 2010 года.
Анна Зайкова
Иски в арбитраж направляли четыре районные администрации краевой столицы, а также комитет по управлению муниципальной собственностью (КУМС). Авторы исков были не согласны с выводами УФАС по Алтайскому краю, усмотревшего нарушения законов о защите конкуренции и муниципальном заказе. Речь идет о деятельности автономных учреждений "Дорожник". Внимание антимонопольного органа на эти организации летом 2011 года обратило УФСБ.
В ходе проверки, организованной УФАС, выяснилось, что в конце 2009 года по постановлению первого замглавы администрации Барнаула Игоря Савинцева в каждом районе города было создано по одному автономному учреждению "Дорожник". Учредителями выступили районные администрации и КУМС. Цель создания "Дорожников" — "более эффективное расходование бюджетных средств и улучшение санитарного состояния города". Финансирование осуществлялось из городского, а в отдельных случаях и из федерального бюджета.
Каждый из "Дорожников" получил на 2010 год муниципальные задания. То есть предприятиям предстояло ремонтировать дороги, проводить санитарную очистку города, убирать и вывозить снег и т. д. Так, в Индустриальном районе сумма договора на 2010 год составила 69,6 млн. рублей, из них 28,5 млн. рублей — средства федерального бюджета. По логике чиновников, ссылающихся на Бюджетный кодекс и законодательство об автономных учреждениях, поскольку "Дорожники" являлись муниципальными организациями, то и контракты на выполнение работ с ними должны заключаться напрямую, без проведения конкурсов.
В УФАС придерживаются иной точки зрения: право на выполнение муниципальных услуг должно предоставляться исключительно на конкурсной основе. "Заключение договоров об оказании муниципальных услуг и утверждение для автономных учреждений муниципальных заданий на выполнение работ (услуг) для муниципальных нужд противоречило требованиям ФЗ № 94", — сообщил Степан Поспелов, руководитель УФАС по Алтайскому краю.
В дальнейшем, как установила комиссия антимонопольного ведомства, "Дорожники" заключали договоры субподряда. И также без проведения конкурса. Например, в Индустриальном районе дорожные работы выполняли компании "Патай", "Строй-Класс", "Вертикаль" и МУП "Барнаулавтодор". В Ленинском — "Дорсервис" и "Индустрия". Первому предприятию было перечислено 7 млн. рублей, "Индустрии" — 12,5 млн. рублей.
Эта схема, по оценкам УФАС, не только привела к нарушению закона о размещении муниципального заказа, но и шла вразрез с нормами законодательства о защите конкуренции. "Оказание услуг по ремонту дорог посредством субподрядных организаций ставило последних в преимущественное положение перед другими участниками рынка путем прямого допуска к выполнению работ, — прокомментировал Степан Поспелов. — При этом на рынке Алтайского края есть и иные хозяйствующие субъекты, способные справиться с муниципальными заданиями".
По итогам проверки ведомство потребовало от администраций районов устранить нарушения. (Выдавать предписания "Дорожникам" было поздно — все они в 2011 году были ликвидированы. Как пояснили в администрации Барнаула, это произошло в связи с изменениями федерального законодательства. — Прим. "ВД"). Администрации районов и КУМС обжаловали решение антимонопольного органа в арбитражном суде. В течение марта-апреля текущего года арбитраж последовательно отказал в удовлетворении всех исков. Сейчас администрации Индустриального и Железнодорожного районов, а также КУМС обжалуют решения суда первой инстанции. Первая жалоба будет рассмотрена 7 мая.
Прокуратура Барнаула проверяла законность использования бюджетных средств, выделенных в 2010 году на ремонт дорожной сети в рамках реализации федеральной программы "Новые дороги городов России". По результатам проверки по трем участкам дорог (Индустриальный, Ленинский, Железнодорожный районы) выявлены нарушения: необоснованное завышение сметных расчетов, несоблюдение требований правил приемки выполненных работ, а также отсутствие технического надзора на стадии выполнения работ. Материалы проверки были направлены в следственные органы, которые возбудили три уголовных дела. По данным редакции газеты "Ваше дело", в настоящее время расследование по этим делам приостановлено.