Игорь Иваненко: "Государство монополизировало рынок здравоохранения"

май 8, 2012

На III съезде медицинских работников частного здравоохранения Алтайского края, который прошел 28 апреля, обсуждали проблемы конкуренции на рынке медуслуг. Многие частники негативно оценивают последние изменения в законодательном поле России, полагая, что они направлены не на их поддержку, а на ущемление их прав. Об особенностях нынешнего здравоохранения и необходимости консолидации медбизнеса в своем выступлении на съезде говорил вице-президент "Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики".

Игорь Иваненко,
вице-президент "Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики":

Новый Закон "Об основах охраны здоровья граждан" позволяет муниципальным и государственным больницам оказывать платные услуги. Таким образом, на сегодняшний день государство выступает монополистом рынка здравоохранения: оно оказывает своим учреждениям бюджетную поддержку и к тому же может получать деньги за услуги. Частная система здравоохранения пока не получает никакой поддержки со стороны государства. Налицо создание конкурентных преимуществ для организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности. А в монополизированный рынок инвестиции невозможны. 

Принципы устойчивого развития рынка медуслуг отражены в документах, которые были приняты на первом и третьем международных медико-экономических форумах. Среди них, например, равенство "производителей" медицинских услуг, саморегулирование предпринимательской деятельности в здравоохранении, технологическая и кадровая обеспеченность, создание инвестиционной привлекательности в здравоохранении, высокий уровень сервисного сопровождения медицинской услуги, высокий уровень информированности пациента и т. д. Выполнение этих принципов в современных российских условиях проблематично. Сложности развития рынка медицины в России  усугубляются и тем, что медуслуга в силу своей природы противится товаризации и коммерциализации, поэтому рынок здравоохранения представляет собой зону постоянной социальной напряженности. 

Сегодня стандарты диагностики и лечения формируются на основе финансовых возможностей государства, а не на реальных потребностях пациентов. Если 10 лет назад в частной системе здравоохранения предлагались услуги, к примеру, стоматологии, косметологии с более высоким сервисом, то сегодня следует говорить об инновационных технологиях диагностики и лечения, которые проще и быстрее внедряют именно частники. Не потому, что государственные учреждения не могут этого внедрить, а потому, что частные более мобильны и не зависят от той самой государственной системы финансирования, которая действует сегодня.

Очевидно, что жесткая вертикаль власти, сформировавшая в России систему государственного капитализма, принимает меры по реформированию здравоохранения, которые согласуются с законами экономики. Однако эти меры невыгодны профессиональному сообществу, и поэтому принимаемые законы нивелируют основную цель здравоохранения — здоровье, продолжительность и качество жизни людей.

Если дальнейшее развитие рынка будет равно текущему направлению, это приведет к негативным последствиям. Первое — возможно разрушение сложившейся и хорошо зарекомендовавшей себя частной системы здравоохранения, основная функция которой — освобождать государство от несвойственных ему функций — оказания платных услуг. Второе — дальнейшая деградация самой врачебной профессии, так как у врача возникает диссонанс из-за несоответствия объема программы госгарантии реальным потребностям пациента. Третье — рост объема оплаты медуслуг в государственной медицине неизбежно приведет к расширению коррупционных ниш как  при использовании бюджетных средств для хозяйственных нужд, так и при распределении средств от платных услуг.

Что делать? Механизм перехода рынка медуслуг на цивилизованные рельсы — саморегулирование  предпринимательского, а также профессионального типа (в перспективе). Этим механизмом давно пользуются во всем мире. И современное врачебное сообщество в России имеет шанс преодолеть все негативные последствия от реформирования здравоохранения через саморегулирование. Оно может осуществляться в соответствии с существующим законом о СРО. Только такие организации позволят создать условия для рыночного регулирования спроса и предложения, с ними станет реальной полная профессиональная автономия врача, будет создан механизм противодействия коррупции, а ресурсы здравоохранения будут направлены непосредственно в систему "врач – пациент".