май 8, 2012
На III съезде медицинских работников частного здравоохранения Алтайского края, который прошел 28 апреля, обсуждали проблемы конкуренции на рынке медуслуг. Многие частники негативно оценивают последние изменения в законодательном поле России, полагая, что они направлены не на их поддержку, а на ущемление их прав. Об особенностях нынешнего здравоохранения и необходимости консолидации медбизнеса в своем выступлении на съезде говорил вице-президент "Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики".
Новый Закон "Об основах охраны здоровья граждан" позволяет муниципальным и государственным больницам оказывать платные услуги. Таким образом, на сегодняшний день государство выступает монополистом рынка здравоохранения: оно оказывает своим учреждениям бюджетную поддержку и к тому же может получать деньги за услуги. Частная система здравоохранения пока не получает никакой поддержки со стороны государства. Налицо создание конкурентных преимуществ для организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности. А в монополизированный рынок инвестиции невозможны.
Принципы устойчивого развития рынка медуслуг отражены в документах, которые были приняты на первом и третьем международных медико-экономических форумах. Среди них, например, равенство "производителей" медицинских услуг, саморегулирование предпринимательской деятельности в здравоохранении, технологическая и кадровая обеспеченность, создание инвестиционной привлекательности в здравоохранении, высокий уровень сервисного сопровождения медицинской услуги, высокий уровень информированности пациента и т. д. Выполнение этих принципов в современных российских условиях проблематично. Сложности развития рынка медицины в России усугубляются и тем, что медуслуга в силу своей природы противится товаризации и коммерциализации, поэтому рынок здравоохранения представляет собой зону постоянной социальной напряженности.
Сегодня стандарты диагностики и лечения формируются на основе финансовых возможностей государства, а не на реальных потребностях пациентов. Если 10 лет назад в частной системе здравоохранения предлагались услуги, к примеру, стоматологии, косметологии с более высоким сервисом, то сегодня следует говорить об инновационных технологиях диагностики и лечения, которые проще и быстрее внедряют именно частники. Не потому, что государственные учреждения не могут этого внедрить, а потому, что частные более мобильны и не зависят от той самой государственной системы финансирования, которая действует сегодня.
Очевидно, что жесткая вертикаль власти, сформировавшая в России систему государственного капитализма, принимает меры по реформированию здравоохранения, которые согласуются с законами экономики. Однако эти меры невыгодны профессиональному сообществу, и поэтому принимаемые законы нивелируют основную цель здравоохранения — здоровье, продолжительность и качество жизни людей.
Если дальнейшее развитие рынка будет равно текущему направлению, это приведет к негативным последствиям. Первое — возможно разрушение сложившейся и хорошо зарекомендовавшей себя частной системы здравоохранения, основная функция которой — освобождать государство от несвойственных ему функций — оказания платных услуг. Второе — дальнейшая деградация самой врачебной профессии, так как у врача возникает диссонанс из-за несоответствия объема программы госгарантии реальным потребностям пациента. Третье — рост объема оплаты медуслуг в государственной медицине неизбежно приведет к расширению коррупционных ниш как при использовании бюджетных средств для хозяйственных нужд, так и при распределении средств от платных услуг.
Что делать? Механизм перехода рынка медуслуг на цивилизованные рельсы — саморегулирование предпринимательского, а также профессионального типа (в перспективе). Этим механизмом давно пользуются во всем мире. И современное врачебное сообщество в России имеет шанс преодолеть все негативные последствия от реформирования здравоохранения через саморегулирование. Оно может осуществляться в соответствии с существующим законом о СРО. Только такие организации позволят создать условия для рыночного регулирования спроса и предложения, с ними станет реальной полная профессиональная автономия врача, будет создан механизм противодействия коррупции, а ресурсы здравоохранения будут направлены непосредственно в систему "врач – пациент".