Чиновники и резиденты Алтайского бизнес-инкубатора оценили его работу

май 9, 2012

В этом году Алтайскому бизнес-инкубатору (АБИ) исполняется шесть лет. Максимальный срок жизни компаний в его стенах — три года, поэтому уже два набора резидентов могут быть его выпускниками, а это примерно 40 предприятий. Бывший директор учреждения Маргарита Горшунова около трех лет назад в своем интервью подвергла работу АБИ жесткой критике. Неудивительно, что наши читатели нередко задают вопросы об эффективности инкубатора и о судьбе его резидентов. Сейчас уже есть основания говорить о том, что за прошедшее время учреждение накопило определенный опыт работы, который можно проанализировать.

Остались в живых

"Ваше дело" попыталось выявить критерии оценки деятельности такого учреждения, как бизнес-инкубатор. В управлении по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры Алтайского края пояснили, что среди них есть такие, как "степень удовлетворенности резидентов в проводимых мероприятиях и услугах, сроки и качество их оказания". В ведомстве эффективность учреждения оценивают и по количеству успешно работающих на рынке выпускников. Маргарита Горшунова в интервью называла такие критерии, как выполнение бизнес-планов резидентов в установленные сроки, объем налоговых отчислений фирм, количество созданных ими рабочих мест.

"Эффективность можно оценить только одним способом: по количеству проектов, вышедших из бизнес-инкубатора и начавших зарабатывать деньги или привлекших следующий раунд инвестиций", — уверен руководитель московской инвестиционной компании "Главстарт" Аркадий Морейнис.

По данным управления по предпринимательству, за время существования АБИ в статусе его резидентов побывали 42 компании, 16 из которых работают в стенах учреждения в настоящее время. Из 26 выпускников бизнес-инкубатора продолжают свою деятельность 19 компаний, или 73%.

"По статистике, на начальном этапе развития малого бизнеса за три года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает только 14–30%, в то время как в бизнес-инкубаторах — 70–80%. Учитывая показатель компаний, успешно работающих на рынке после выхода из бизнес-инкубатора, считаем работу АБИ достаточно эффективной", — отметили в управлении.

Корреспонденту удалось найти только 12 выпускников АБИ, которые в настоящее время занимаются бизнесом. Поиск велся с помощью сайта Центра поддержки предпринимательства Алтайского края — там есть информация о 16 компаниях-выпускниках. Контакты указаны не у всех, и не все из них актуальны. Также мы искали в сети Интернет и справочнике "2ГИС".

Офис и административный ресурс

В управлении по предпринимательству сообщили, что, по статистике последних лет, в конкурсе на один офис в бизнес-инкубаторе в среднем претендовали три-четыре компании, что говорит о востребованности этой формы господдержки. Настоящие и бывшие резиденты АБИ назвали несколько наиболее привлекательных для них услуг бизнес-инкубатора: льготная стоимость аренды помещения в центре города, консультационные услуги, помощь в бухучете. Некоторые отмечали поддержку в продвижении продукции, возможность завязать полезные деловые контакты, а также использовать административный ресурс.

Руководитель одной из компаний – резидентов АБИ на условиях анонимности сказал, что и без помощи инкубатора смог бы начать бизнес, однако некоторое время пришлось бы платить "черную" зарплату сотрудникам, чтобы сэкономить средства для оплаты аренды помещения.

"То, что мы находимся в современном здании в центре города, в котором хороший ремонт и есть охрана, вызывает доверие клиентов", — говорит индивидуальный предприниматель Анна Клепикова, которая занимается туристическим бизнесом. По ее словам, предприятие уже почти готово выйти из инкубатора, у него сформирована клиентская база, хорошие финансовые показатели. Срок пребывания фирмы в АБИ закончится через полгода.

"Специалисты инкубатора помогли нашей компании наладить сбыт продукции, — рассказывает Андрей Гладышев, директор предприятия "Артикул", которое занимается производством носков и недавно "выпустилось" из АБИ. — Когда мы напрямую предлагали свою продукцию к реализации, например, на социальных ярмарках, нам отказывали. А после обращения через бизнес-инкубатор ее взяли и теперь даже сами нас зовут. Мы заявили о себе на краевом уровне, расширили круг общения, что очень важно". В настоящее время предприятие производит 10 тыс. пар носков в месяц и выходит на рынки других регионов России и СНГ.

Помощи в продвижении своей продукции на рынок ожидает от Алтайского бизнес-инкубатора и директор компании "Новые Технологии Освещения" Евгений Колпаков. Компания стала резидентом в конце прошлого года. "Чтобы выйти на уровень рентабельности, выручка от реализации продукции должна составлять 650 тыс. рублей в месяц. Сейчас и на 200 тыс. рублей не всегда получается продать. Светодиодные светильники — товар специфический и недешевый, поэтому проблемы, связанные с выводом новой продукции на рынок, для нас, как никогда, актуальны", — говорит он.

Не хватило денег

Большинство туристических компаний, которые указаны на сайте АБИ в качестве выпускников, сейчас продолжают работу. Есть успешно реализованные проекты консалтинговых ("Сибирская консалтинговая группа") и производственных компаний ("Артикул", "Барнаульский завод светодиодов"). Сложности возникли у некоторых предприятий со специфическими направлениями деятельности. Они не смогли в полной мере реализовать заявленные проекты, но продолжают заниматься бизнесом. Руководители этих фирм отзываются об учреждении более критично и рассказывают о существующих в нем проблемах. Например, оказалось, что нахождение в бизнес-инкубаторе вовсе не гарантирует, что предприятие сможет привлечь другие виды господдержки, хотя у некоторых резидентов это и получается.

Индивидуальный предприниматель Андрей Макаров планировал реализовать инновационный проект — создать производство дегидрокверцитина (витамина P). "Я пробыл в инкубаторе три года и бизнес-план свой не выполнил. Причина в том, что не смог привлечь финансирование, а инкубатор ничем мне в этом не помог. Мне необходимы были средства на покупку оборудования. Я прошел согласование на его приобретение по лизинговой схеме через краевой лизинговый фонд, но господдержку не получил, мне сказали, что средств в фонде нет. Предложили получить финансирование через коммерческую структуру, где условия были в два-три раза жестче. Я на это пошел, поскольку управление по предпринимательству обещало содействие в случае возникновения сложностей. Но в итоге на предприятии образовался дефицит финансовых средств, который я компенсировать не смог, а поддержку мне не оказали. Пытался получить грант, обращался в Алтайский фонд микрозаймов, но везде получил отказы", — говорит предприниматель.

Макаров от своей идеи не отказался и сейчас пытается заработать денег на ее реализацию — занимается производством биологически активных субстанций, являющихся ингредиентами для БАДов, а дегидрокверцитин производит в небольших объемах. "Я изучал российский и зарубежный рынки сбыта, наш продукт будет востребован. Со временем мы все равно выйдем на его массовое производство", — говорит Олег Макаров.

Сергей Титов,руководитель фирмы "Мирт", сообщил, что в сентябре прошлого года приостановил реализацию проекта, над которым работал в бизнес-инкубаторе. Он запустил интернет-портал о здоровом образе жизни. "До того, как стать резидентом АБИ, я возглавлял собственную риэлторскую фирму, — говорит он. — Во время кризиса, когда на рынке недвижимости возникли проблемы, я решил создать новый проект, который бы приносил стабильный доход. Наша компания была резидентом бизнес-инкубатора всего год. За это время я пришел к выводу, что изначально не вполне корректно составил бизнес-план и недооценил объем средств, который требуется на продвижение портала. У меня не было опыта в развитии интернет-проектов. Дополнительное финансирование через другие механизмы господдержки я привлечь не смог. Сейчас я занимаюсь другим видом бизнеса и надеюсь, что заработаю необходимый объем средств на продвижение портала".

Проект компании "Алтайбиотех" — новый способ выделения ДНК из растений — хотя и был реализован, но больших заработков пока не приносит. По словам ее руководителя Евгения Давыдова, в компании трудоустроено всего два человека. "Прибыль вкладывается в развитие предприятия, — рассказывает он. — У нас есть заказы, но их немного. Чтобы вывести продукцию на более широкий рынок, нам необходимо провести дополнительные исследования, расширить линейку товаров, а для этого требуются деньги. Мы пытаемся получить дополнительное финансирование".

Особенности формата

Многие резиденты отметили, что сотрудникам АБИ не хватает квалификации для работы со всеми видами представленных в нем компаний. "Проекты очень разные, специалисты инкубатора просто не могут быть экспертами по каждому из них. Предприниматель должен составить бизнес-план, чтобы попасть в инкубатор, но при этом он должен быть начинающим. Однако человек без опыта, скорее всего, не сможет составить эффективный бизнес-план. В этом есть некое противоречие", — считает Сергей Титов.

С ним отчасти согласна и Светлана Литвинова,руководитель компании "АлтайАгроТурсервис", которая занимается консультированием предпринимателей, работающих в сельском туризме. "Специалистам инкубатора при всей их внимательности и доброжелательности не хватает практического опыта в бизнесе. Многие из них учились вместе со мной, работая над моим проектом", — рассказывает она. Эту же проблему отметил и Евгений Давыдов.

Возможно, причина ее возникновения связана с особенностями формата АБИ. Он относится к бизнес-инкубаторам создания рабочих мест. Это значит, что учреждение предназначено для компаний малого и среднего бизнеса широкого спектра деятельности. Другие виды бизнес-инкубаторов, например инновационные, специализируются на проектах определенного типа. Есть инкубаторы, нацеленные только на IT-компании.

Интересно то, что многие резиденты после всех своих замечаний подчеркивали, что предприниматель сам отвечает за свой бизнес, и не снимали с себя ответственности за неудачи. Большинство из них воспринимают АБИ именно как инструмент поддержки бизнеса, который еще нужно суметь эффективно использовать. У кого-то это получается, а у кого-то нет.

Стоимость одного резидента

Алтайский бизнес-инкубатор располагает 19 оборудованными офисными помещениями для компаний-резидентов. Согласно краевой программе поддержки предпринимательства на 2011–2013 годы на обеспечение деятельности АБИ вместе с филиалом в Бийске из регионального бюджета выделяется 15,4 млн. рублей в год. В управлении по предпринимательству сообщили, что по итогам прошлого года на сопровождение проекта одного резидента в среднем было потрачено 80 тыс. рублей. Отметим, что, по оценке бывшего директора АБИ Маргариты Горшуновой, которая при расходах на резидента учитывала затраты на содержание здания АБИ и его сотрудников, "стоимость" поддержки одной фирмы возрастала до 500 тыс. рублей. После ее скандального ухода в конце 2009 года директор учреждения так и не был назначен. Сейчас обязанности руководителя исполняет Евгений Русин. В управлении отказались комментировать данную тему.

Уже несколько лет в Барнауле планируется построить так называемую вторую очередь АБИ по адресу: ул. Гоголя, 65. В управлении сообщили, что проект "был приостановлен на некоторое время". "Сейчас мы вернулись к нему. Совместно с администрацией Барнаула обсуждается проект его создания. Как вариант — в формате инкубатора производственного типа", — сообщили в ведомстве.