май 13, 2012
– Здоровье учащихся находится на критическом уровне, с каждым годом обучения оно ухудшается, а школа является одной из причин развития так называемых "школьных патологий", – так начал свое выступление на научно-практической конференции "Здоровое поколение XXIвека" года Геннадий Калачев, доктор медицинских наук, профессор Алтайской педагогической академии.
Геннадий Анатольевич был одним из ведущих в нашей стране специалистов по здоровьесберегающим технологиям. Он считал, что образ жизни, главный фактор, обеспечивающий здоровье человека, формируется в детские годы. От этого зависит вся последующая жизнь человека: и его образование, и трудоспособность, и долголетие, и здоровье его детей.
К сожалению, школа оказалась местом, которое способствуют развитию некоторых заболеваний. Замкнутые пространства, снижение двигательной активности, психические нагрузки, статические позы, постоянное возрастание информационного поля, стрессы, перегрузки – все это факторы риска для учащихся. Медики выделяют группу "школьных патологий", которые особенно развиты в последние десятилетия: нарушение осанки, нарушение зрения, плоскостопие, заболевания органов дыхания и так далее.
Василий Лопуга, кандидат педагогических наук, доцент кафедры здоровьесберегающих технологий Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, считает, что проблема выпускников средних школ, "если говорить о каком-то усредненном варианте", связана с тремя вещами:
– Группа перечисленных мною "школьных болезней" спровоцирована самой школой, системой обучения, методиками, подходами, уровнем сложности – проще говоря, той системой организации, которая существует на протяжении 11 лет, – говорит Василий Федорович. – Процесс накопления негативных факторов идет с первого по 11 класс, и в зависимости от устойчивости организма школьника начинает проявляться уже на уровне шестого – девятого классов или к моменту окончания. Но факт остается фактом: на выходе из школы, если усреднить данные из разных источников и округлить их в сторону увеличения, здоровыми из школы выходят 30–35% выпускников, некоторые мониторинговые данные дают еще меньшие числа: только 15% юношей, окончивших школу, готовы к службе в армии по состоянию здоровья.
"Сейчас всем понятно, что проблему сохранения здоровья детей не в состоянии решить даже самая современная медицина, – заметил Геннадий Калачев. – Здоровье подрастающего поколения становится для системы образования заказом, который должен определять сущность педагогической деятельности".
С 1948 года Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье не как отсутствие болезней и дефектов, а как благополучие человека в трех ипостасях: физической, социальной и психической.
– Когда-то была актуальной поговорка: "Здоровый бедняк лучше больного короля", но сегодня ее интерпретация: "Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным", – говорит Василий Лопуга.
И тут я впервые узнал, что для семи-восьмилетних малышей контрольная работа связана с таким же объемом стрессовых нагрузок, какие испытывает космонавт при взлете… За время обучения в школе в четыре-пять раз ухудшается здоровье детей. Ясно, что физзарядкой положения не изменить… Опыт показал, что особое внимание нужно проявлять к начальным классам, ибо именно там быстрее всего теряют здоровье, зарабатывают первые психические заболевания. Значит, там не та педагогика.
Формула экспертов Всемирной организации здравоохранения.
Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Уроки гармонии" - "Серебряный щит".