май 13, 2012
Хватает ли современным детям движения и насколько здоровыми они растут?
Дети на уроке.
Михаил Хаустов
Каждый год мы набираем детей в спортивные секции клуба "Стик", и у меня статистика по всему краю: если еще даже десять лет назад, сдавая тесты, дети могли отжаться хотя бы семь - десять раз, то сейчас они отжимаются два-три раза, а про "подтянуться" я уже вообще не говорю. Один-два раза считается очень хорошо.
Я могу абсолютно точно сказать, почему так. Экология – раз; продукты питания – два; три – нет культуры, нет ориентиров и нет желания у мам заниматься собственными сыновьями. А образ отца на сегодняшний день не тот, что был у нас, когда мы, дети, выходили во двор и видели, что наши отцы играют в волейбол, футбол, в каждом дворе была спортивная площадка… Был культ физкультуры, к которому мы стремились.
Было за честь сделать на турнике "солнышко", а сейчас этого нет, и СМИ очень жестко работают в отношении сознания наших детей, подменяя такие ценности, как, например, здоровье, на другие.
Сегодня ребенка мама охраняет как цербер. А когда мама начинает решать за мальчика все вопросы, откуда взяться спортивному мужчине? Она идет в школу разбирается, потом идет с аттестатом разбирается, потом она с армией разбирается, потом идет в институт, потом разбирается с его девушкой… Общество получает инфантильных мужчин, а каких сыновей они смогут воспитать?
Личный пример отца очень важен. У нас дома была перекладина, были гантели, спортивные снаряды; я видел образ отца вот такой: он не лежал на диване с пивом, а брал меня за руку и вел в парк.
В физическом отношении – да, дети сейчас слабее. Они все сейчас чуть-чуть некультяпые: тело растет, а мозгов шибко нет; голова большая, руки длинные, ноги длинные. Но говорить: "Давайте уберем математику, и будем больше заниматься физкультурой", – тоже нельзя. Ерунда, что не хватает спортивных центров, – их больше, чем в наше время было, и физкультура у нас была раз в неделю…
Когда я слышу: "Надо больше физкультуры в учебной программе", я думаю: а мозгами-то когда будем работать?
Другое дело – культура семьи. Это у нас слабое место, это у нас главная причина того, что дети не развиты физически. Если вся семья в субботу-воскресенье сидит около телевизора или компьютера, что может поделать школа? Ну ладно, пусть до пяти – до шести ребенок в школе, но потом-то он приходит домой! А там ему нечем заняться. Все в семье. Если культуру здоровья заложили с детства, человек будет здоровым. Если нет, то его из дома не вытащишь, он самодостаточный: компьютер у него дома, телевизор дома. Родили ребенка – отвечайте за него, пока не женили или замуж отдали.
Все в семье. Не воспитался мужчина как мужчина, не воспиталась женщина как женщина – а мы, педагоги, заменить родителей не сможем все равно.
Думаю, современным детям не хватает движения. Если конкретно: я тут недавно встретился с одной проблемкой. Готовил дистанцию для соревнований в поселке Барнаульском, смотрю, рядом ребятишки делают лыжню. Это было 12 февраля. Я им говорю: "Ребятишки, что, у вас до этого времени не было лыж?" "Нет, не было". То есть до февраля они ни разу на лыжах не ходили. Осталось, извините, меньше месяца. К директору школы обращаюсь, он: "Ну а что? Такая программа".
Такая программа, такие условия. Хотя лыжи у них есть, хорошие такие.
Конечно, мы были здоровее. Мы меньше двигались и не курили – сейчас же курит, наверное, каждый второй. А джин-тоник чуть ли ни карманный напиток. Выход, конечно, из всего этого есть, но искать его надо на государственном уровне. Увлечь ребенка, отвлечь от всей этой ерунды – вы же видите, как по улицам и дворам ходят толпы бездельничающих молодых людей, потому что им нечем заняться…
Генеральный партнер выпуска "Поколение ЗОЖ. Уроки гармонии" - "Серебряный щит".