"Это уже нормальная машина". Кирилл Торопов рассказал о том, почему у продукции "АвтоВАЗа" нет конкурентов

май 15, 2012

В марте 2011 года компанию "Алтай-Лада", местного дилера "Авто­ВАЗа", неожиданно возглавил молодой управленец из Москвы Кирилл ТОРОПОВ. На Алтай он приехал в качестве антикризисного менеджера и весь последний год пытался сделать предприятие прибыльным. Спустя год и два месяца Торопов говорит, что задачу выполнил. В апреле он получил новое назначение и теперь будет выводить из кризиса новосибирского дилера "АвтоВАЗа".

Кирилл Торопов.
Олег Богданов

В начале мая г-н Торопов побывал в редакции газеты "Ваше дело" и ответил на вопросы журналистов.

—  Кирилл, расскажите об изменениях в своей карьере. Вы покидаете Алтайский край?

—  Я не скрывал, что я временный гость на алтайской земле. Просто передо мной была поставлена задача управляющей компанией. Дело сделано. Компания успешно развивается.

14 апреля состоялось открытие дилерского автосалона в Бийске, а на следующий день меня вызвали, сказали, что надо возглавить "Новосибирск-Ладу" —  там аналогичное предприятие с определенными проблемами. И вот уже несколько недель я совмещаю обязанности здесь и там.

За последний год мне поступали предложения от разных компаний, не только из автомобильного бизнеса. Но на сегодняшний день работа в структурах "АвтоВАЗа" для меня намного интереснее.

—  Вы и дальше будете руководить двумя предприятиями?

—  Когда я приехал на Алтай, то какое-то время параллельно руководил "Брянск-Ладой". Но географически это было очень неудобно —  Брянск почти за 3 тыс. километров от Барнаула. Новосибирск ближе, но я не привык сидеть сразу на двух стульях —  если начинать работать, то надо с головой уходить в дело. В ближайшее время представлю преемника. Это будет человек из моей команды.

Учтите, что Новосибирск —  это третий по масштабам город России, там очень жесткая конкуренция, много дилеров. И те темпы, которые нам придется задать на новосибирском предприятии, даже превосходят то, что нам надо было сделать на Алтае. Я уже приступил к формированию новой команды управленцев.

—  Каковы масштабы бизнеса новосибирского дилера?

—  Предприятие крупнее алтайского. В свое время это был базовый центр на всю Сибирь. Сейчас стоит аналогичная задача. С мая "Новосибирск-Лада" является региональным центром по запасным частям. За ним закреплены предприятия практически до Дальнего Востока. Возможно, в будущем здесь же будет базовый центр по автомобилям.

А "Алтай-Лада" сегодня —  это образцовое предприятие в холдинге "Лада-сервис" по тому, как выстроены процессы. Могу сказать с полной уверенностью, что у нас очень правильная команда людей, которые реализовывали со мной эти проекты.

Мы полностью сформировали и отточили бизнес-процесс. Сейчас мы каждое звено вытаскиваем, полируем его и смазываем маслом. Чтобы все работало, как хорошие швейцарские часы. Причем сотрудники уже сами начинают заниматься творчеством, придумывают ноу-хау. Мы сначала неслись и сметали все на своем пути, а теперь делаем так, чтобы все эффективно работало.

—  Вы сюда приехали как антикризисный менеджер. Есть ли показатели, которые свидетельствуют о том, что кризис преодолен?

—  Финансовый результат я раскрывать не буду —  эти цифры мы предоставляем только на собрании акционеров. Но компания успешно выполняет план продаж, который мы установили. По результатам 2011 года компания стала 13-й среди 420 дилеров. По сервису годовой план также выполнен, построен кузовной цех, и загрузка на нем полноценная, реализация запчастей тоже стабильна. Также выкуплена и оформлена в собственность вся филиальная сеть, фактически воссоздана с нуля бийская станция. Это было значимое событие для дочерней дилерской сети, потому что за последние три года это первый открывшийся собственный дилерский центр. Проект на самом деле уникальный, потому что за такие деньги подобное невозможно сделать меньше чем за год.

—  За какие деньги?

—  Чуть больше 10 млн. рублей. Там было просто разваленное здание —  шесть лет оно не действовало. Учтите, что все изменения на "Алтай-Ладе" были сделаны без кредитов.

—  На какие средства?

—  Полностью на свои. У нас очень жесткое бюджетирование. Мы не брали никаких денег даже от нашей управляющей компании.

—  У вас были какие-то идеи краевого масштаба, и вы хотели выйти на администрацию.

—  У меня установлены контакты с некоторыми представителями администрации края. Был один уникальный проект, под который мы так и не получили поддержку. Речь о собственной программе утилизации. Причем я не просил денег —  нужна была лишь информационная поддержка. Но не получилось.

—  В итоге сам проект запустили?

—  Да, он работает. Ориентировочно мы реализуем 25–30 автомобилей в месяц, но для нас это не самоцель. Сейчас позиционируем это как дополнительную услугу для наших клиентов. И эту же программу с 1 июня я буду внедрять в Новосибирске.

Конкурентов нет

—  А что вы отвечаете критикам отечественного автопрома, которых немало?

—  Каждый товар имеет своего покупателя. Да, я использую в своих личных целях иномарку. Но у меня такие требования, и я могу себе это позволить. Но, понимаете, кто-то может себе и самолет позволить. Конечно, хочется, чтобы все жители нашей страны ездили на автомобилях премиум-класса. Но пока экономическая ситуация не позволяет этого сделать. При этом соотношение цены и качества у "Лады" выровнялось.

Я многим задавал этот вопрос, задам его и вам. Вы можете назвать пять опций, которыми отличается Priora в люксовой комплектации?

—  Нет, не назовем.

—  Вот это упущение "АвтоВАЗа" и "Алтай-Лады". Потому что если вы сядете в этот автомобиль, который стоит 420 тыс. рублей, то увидите, что там есть встроенная навигация, подогрев стекол, Bluetooth, кондиционер и так далее. Это уже нормальная машина, я на удлиненной Priora проездил последний год.

—  Это все хорошо, но на "Ладах" до сих пор нет серийной автоматической коробки передач. Это отталкивает многих потенциальных клиентов.

—  Совсем скоро появится автомат от Nissan. Уже в следующем месяце мы презентуем семиместный Largus.

—  Он будет с "автоматом"?

—  Нет. Но эта модель порвет рынок. Автомобиль будет в двух комплектациях: семиместный (своего рода минивэн) и двухместный (класс легких коммерческих автомобилей). Аналогичные конкуренты среди других брэндов стоят от 700 тыс. рублей. Наш семиместный автомобиль стоит 400 тыс. рублей. Причем там половина запчастей от Renault. Первый экземпляр уже едет к нам —  через пару недель будем делать презентацию.

—  Как вы сегментируете свой рынок? Когда мы делаем автообзор, представители автосалонов говорят, что "Лада" —  это отдельный рынок. Но у вас же есть прямые конкуренты?

—  Их достаточно мало. Если говорить про "Ниву" и Granta, то эти автомобили не имеют конкурентов на сегодняшний день по цене. Granta стоит 240 тыс. рублей —  за такие деньги нет ни одного нового автомобиля на нашем рынке. Также нельзя купить ни один внедорожник за 320 тыс. рублей —  такова стоимость "Нивы". Что касается "Калины" и Priora —  да, у них есть прямые конкуренты. Это Renault Logan, некоторые автомобили Hyundai, например Solaris.

—  Но он уже дороже.

—  Топовая версия "Калины" по цене приближается к самому пустому Solaris с "крутилками" для окон. Поэтому это мнимые конкуренты. Но если говорить конкретно про рынок Алтайского края, то, конечно, наши основные конкуренты —  это праворульные автомобили. Поэтому мы ждем, что их вот-вот запретят для ввоза.

—  Вы активно стремились к получению обратной связи от своих клиентов. У вас был даже сервис —  "напиши письмо генеральному директору". Хорошие предложения были?

—  "Я встал в очередь на Granta", "я хочу купить такую-то машину"… А конкретного ничего не было, сколько мы к этому ни призывали. Я даже сидел на интернет-форуме, общался с людьми. В какой-то момент просто послал их всех. Они целыми днями там что-то пишут и пишут. Когда работают? Я терпел-терпел, потом не выдержал: люди хотят ездить на крутых иномарках, а для этого работать надо. Если что-то не нравится, то предлагайте! Но, понимаете, никакой конкретики. Только несколько контактов мы установили.

Маржа стала выше

—  Каким вы нашли рынок в Алтайском крае? Есть такой стереотип, что здесь живут люди с низкими доходами.

—  Это очень интересный рынок, причем неосвоенный. Знаете, какая борьба сейчас началась за бийский рынок? Там было два дилера —  "Терминал-Авто" и "Рено". А сейчас мы туда вышли, готовится "АНТ", скоро появятся другие брэнды. Дальше будем ориентироваться на Республику Алтай. Там вообще никого нет. Я встречался с местным руководством, мы наметили план развития, пока эту задачу прорабатываем.

—  Много сельского населения покупает ваши машины?

—  Да, но сезонно. Очень много продаж бюджетных автомобилей осенью. Раньше приезжали за "семеркой", теперь за Granta.

—  По данным агентства "Автостат", в начале года продажи "АвтоВАЗа" начали падать.

—  Нет. В апреле завод реализовал на 12,9% автомобилей больше, чем в марте. Рост продаж наблюдается в течение трех месяцев.

—  "Автостат" считает по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

—  Возможно, в этих цифрах учтена утилизация, но это разные вещи. Утилизация —  это фактически выдача автомобиля. По коммерческим продажам у нас данные те же, что и в прошлом году. Понятно, что во время утилизации мы продавали 400 автомобилей в месяц. Сейчас 220–250, но теперь у нас выше маржа и это исключительно прямые продажи. У нас план продаж —  3 тыс. автомобилей в год, с учетом Бийска —  3,5 тыс. машин.

—  Какая модель имеет ключевую долю продаж?

—  Больше всего продаем "Калину". Сейчас очереди за Granta —  это бюджетный автомобиль, который пришел на смену "классике" и "Самаре".

—  Изначально вы делали большой упор на сервис. Когда будете на этом зарабатывать?

—  Мы уже в плюсе. Причем у нас самая низкая цена нормочаса в крае.

—  Есть мнение, что на этом нельзя зарабатывать.

—  Если бы это было так, никто бы этим не занимался. Надо просто правильно выстроить процесс.

—  У нас сейчас активно обсуждается тема брэндирования Барнаула. Если вас спросят, зачем ехать в Барнаул, что вы назовете? С чем у вас ассоциируется город?

—  Я бы не разделял Барнаул и Алтайский край. Как промышленный центр ваш город точно не воспринимается. Скорей как перевалочный пункт в туристические зоны. Ваш регион ассоциируется с какой-то необыкновенной природой, горами, медом. Поэтому я бы делал упор именно на развитие рекреации. Проблемы у вас пока две —  дорогие билеты и длительный перелет. А сервис уже достаточно неплохой.

О чем еще рассказал собеседник

О политике

—  Я сторонник того, чтобы бизнесмены активнее шли в политику. Потому что они уже обеспечили себя и знают, как сделать богатым регион. Я знаю одного человека, который входит в список Forbes. Ему 36 лет. Он соучредитель крупных логистических компаний. Сейчас он глава департамента транспорта правительства Москвы. Он такие идеи толкает, как решить проблемы столичной транспортной инфраструктуры!

Побольше надо таких молодых и энергичных во власти —  им хочется чем-нибудь войти в историю, себя реализовать. Честно говоря, я бы тоже себя попробовал в госуправлении. В Брянске я был советником губернатора по вопросам автомобильной промышленности и транспорта. Реализовали несколько проектов. Уверен, что все впереди! Я открыт для диалога.

О предпочтениях

—  Алтайский край не бедный. Причем здесь немало крупных центров, которые неплохо себя чувствуют, —  Бийск, Белокуриха. Но меня поражает, насколько не востребованы здесь седаны класса премиум. Легковые Mercedes, Audi и BMW можно пересчитать по пальцам.

У вас популярны внедорожники Lexus, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser. Видимо, климат такой и дороги. Хотя, например, в Новосибирске уже принципиально другой рынок —  очень много дорогих седанов, любят Mercedes. Лично я предпочитаю автомобили представительского класса —  Mercedes и BMW.

Справка

Кирилл Владимирович Торопов родился 31 июля 1982 года в Москве. В 2005 году окончил Финансовую академию при правительстве РФ по специальности "Финансы и кредит".

В 2005–2007 годах занимал должность директора по развитию в управляющей компании "Юнайтед Норд". В 2007–2009 годах —  директор по бизнес-развитию финского предприятия "Дельта Мотор Груп". С апреля 2009 года стал советником исполнительного вице-президента компании "Лада-Сервис", в июле того же года возглавил компанию "Брянск-Лада". C июня 2010 года —  советник губернатора Брянской области по вопросам автомобильной промышленности и транспорта. В марте 2011 года возглавил предприятие "Алтай-Лада", в апреле 2012-го —  "Новосибирск-Лада".