июнь 26, 2012
Если в ближайшее время власть не пойдет с обществом на конструктивный диалог, то может случиться катастрофа, считает политолог, профессор кафедры политической социологии Российского государственного гуманитарного университета Людмила Адилова. Она рассказала "ВД", что происходит в стране, почему одни ценности подменяются другими, а в политику все чаще идут люди из бизнеса.
— Людмила Федоровна, исследования да и простые наблюдения показывают: за последний год гражданская позиция россиян и их желание принимать участие в политической жизни усилились многократно. Мы видим не только массовые волнения по поводу решений "сверху", но и попытки вдумчиво анализировать ситуацию, которая продолжает меняться. Почему так происходит?
— Прежде всего, поменялся тот новый политический класс, который формировался все эти годы в недрах, так сказать, политической модернизации. Появился средний класс. Класс тех людей, которым мало уже экономических свобод — нужны свободы политические. Людей, не приемлющих развитие России по азиатскому пути, когда формируется институт национального лидера, который становится пожизненным и является некой преградой в развитии и становлении политических институтов. По моему глубокому убеждению, политики и лидеры должны приходить и уходить, регулярно меняться, а институты — оставаться. Они должны реформироваться политическими лидерами не под себя, а под страну, под менталитет народа, и потом уже институты должны формировать и влиять на политическую культуру.
— Говоря о среднем "политическом" классе, вы имеете в виду и бизнесменов, которые стали активнее интересоваться политикой?
— Такова наша традиция — все реформы всегда шли и идут сверху. И вот впервые в истории России у нас появились "вызовы времени", которые пошли как раз снизу. Появилась группа "рассерженных горожан", как их назвал политолог Станислав Белковский, и я с ним согласна. В основном это образованные, интеллигентные люди. Они летают по всему миру, имеют свой бизнес, относят себя к людям успеха и работают с успешными коллегами по цеху. Это они по-настоящему хотят, помимо экономических прав и свобод, политических преобразований в стране. Хотят сменяемую власть, уверенность в будущем, хотят надежду на то, что не произойдет революция. Ведь революция чревата негативными последствиями как для политического класса, так и для любого бизнеса да и общества в целом. Вот почему сегодня экономически успешные люди из центра и регионов, в числе которых далеко не только Михаил Прохоров, заинтересованы в лучшей судьбе своей страны. Хотя наша элита в большинстве своем прозападная, что бы она ни говорила: деньги там, жены рожают там, дети получают образование там.
Но в принципе эта группа знает, за что борется. Поэтому люди стараются удержать вот это хрупкое равновесие, которое сформировалось за последние годы, и опасаются, что тандем Путин — Медведев не совсем адекватно реагирует на вызовы времени. Сегодняшний Путин (как его называют "Путин — версия 3:0") не всегда правильно понимает ситуацию.
— Та оппозиция, которая была в Москве на площадях Сахарова и Болотной, а потом на Чистых прудах и у памятника Абаю Кунанбаеву, может как-то влиять на власть?
— Разогнали людей с Чистых прудов. Ну и что? Разогнали, объяснили, но внутри-то общества протест остался, и нельзя его еще глубже загонять. Нужно канализировать негативные эмоции, а власть почему-то на это не идет. Она должна перейти к диалогу и наконец понять, что общество изменилось. Диалог — это как раз одна из технологий, с помощью которой можно предотвращать революции. К сожалению, у нас она не работает. Поэтому появляются посредники, такие как Общественная палата РФ, например.
— Вы всерьез опасаетесь революционных перспектив?
— Есть новые западные технологии влияния на массы, на формирование раскола ценностей, существуют интернет-методы мобилизации на различного рода акции. А технология разнообразных цветочно-фруктовых революций уже отработана. С ней мы столкнулись на всем периметре постсоветского пространства. Но эта технология действует только в той стране, где существуют для этого субъективные, объективные факторы и их совпадение. Если совпадения нет, то революция не произойдет. Опасность в том, что Россия сейчас находится как раз в том периоде, когда факторы совпали. Еще и поэтому власть должна четко реагировать на то, что происходит в обществе, и понимать, что сегодня существует мощнейший ценностный раскол.
— Есть ли в этом влияние Запада?
— Для нас Запад не враг, но у него есть свои интересы — геополитические и геостратегические. Это естественно. Россия — участник большой геополитической игры. С этим надо согласиться. На Западе прекрасно понимают, что те, кто владеет умами, будут владеть и ресурсами, в том числе и людскими. Так что присутствие Запада есть априори. Это проявляется и в форме активно работающих неправительственных организаций. Тот же "Голос" — структура, призванная собрать группу авторитетных людей, которые могут оказывать влияние на ситуацию хотя бы на уровне регионов.
— Как же действовать власти в такой ситуации?
— Не забывать, что в каждом регионе существует своя политическая субкультура, которая связана с территориальными, ментальными, национальными, историческими аспектами. В крупных городах еще существует и "активистская субкультура". Пока же власть не понимает, что гражданам, которые из поколения в поколение воспитаны в городе, в этой субкультуре, невозможно навязать патриархально-подданическую модель поведения. Всегда всем управлять с помощью штыков нельзя. Всегда всех разгонять невозможно. Еще Тамерлан говорил: со штыками можно добиться многого, но на штыках неудобно сидеть.
— Раскол ценностей россиян. Это был хороший, глобальный западный проект, который встроился в нашу ментальность. Идет нравственная деградация и образуется вакуум, который ведет к утрате ценностей и стержневых основ. Схематичное рассматривание России при помощи стереотипа, который в нас вложили и который назывался "наше тоталитарное прошлое", создало негативный образ. Герои, жившие в ту эпоху, были переоценены. Прошла полная дегероизация подвигов, у нас даже пытались отобрать победу в Великой Отечественной войне. Вот эта вся работа со стереотипами происходила очень ловко и умело.
В итоге создан другой проект — повсеместной модернизации: в образовании, в политике, в обществе. Созданы новые образы — поп-див, например: кто кого полюбил, родил, крестил. Появились гламурные лидеры мнений типа Ксении Собчак, которая, кстати, профессионально и очень технологично сама себя создала из минимального нефактурного материала. Получился такой эрзац людей успеха.
— Учитывая вышесказанное, его главная задача — объединить сейчас всех россиян: и центр, и окраины, две расколотые части общества. Здесь я говорю о "двух Россиях" — богатой и бедной, о которых много писал политолог и философ Сергей Кара-Мурза. Наши специфические способности позволили расколоться на два непримиримых лагеря: Россия бедных и Россия богатых. Каждая из этих стран живет по разной системе координат, в каждой существует разная система ценностей, разные представления о будущем страны, разные возможности и ресурсы.
— Ряд ученых считают, что преодолеть этот раскол в нашем обществе невозможно, потому что эти две России друг на друга не похожи, а политические элиты в этом не заинтересованы. Но это можно сделать, как предлагает, например, Владимир Якунин (президент компании "РЖД". — Прим. "ВД"), — за счет национальной идеи, собирания российской государственности, за счет восстановления исторических фактов и с использованием ментальных особенностей россиян. Должно быть служение не государю, а государству, Родине. Но возвращение к такого рода ценностям возможно только через те идеи, которые существуют у умной, думающей элиты. Если таких людей будет больше, то мы сможем преодолеть раскол, который назрел и который, как я уже говорила, чреват последствиями.
Российская цивилизация всегда была сильна семьей, российскими фамилиями. Нужно усилить патриотическое воспитание, но не на словах, а в реальной жизни. И здесь должны быть задействованы новые технологии, которые нынешняя власть должна правильно использовать. У нас блестящая история, на которой можно учиться. С помощью воссоздания института семьи, ценности веры и милосердия можно воссоединить эти "две России".