июль 10, 2012
Многие алтайские компании, производящие продукцию на основе меда и трав, в ближайшие годы планируют увеличить объемы выпуска и расширить ассортимент. Компания "Пасеки Предгорья", одна из самых крупных и известных на этом рынке, приступила к реализации подобного проекта. Она купила два предприятия смежных направлений деятельности и перенесла все свои производственные мощности из Барнаула в Заринск. Гендиректор "Пасек Предгорья" Сергей Зинченко сообщил, что уже в августе компания увеличит выпуск фасованного меда в два раза, в связи с чем войдет в пятерку крупнейших переработчиков меда в России. А также начнет производство алкогольной и безалкогольной медовухи, травяных бальзамов под своим брэндом. Общий объем инвестиций в проект составил более 30 млн. рублей.
Сергей Зинченко, гендиректор "Пасек Предгорья", всегда с удовольствием рассказывает о продукции своего предприятия, которое посетила съемочная группа телепрограммы "Контрольная закупка" (Первый канал).
Анна Зайкова
Одно из предприятий, которое приобрели "Пасеки Предгорья", — "Алтайский нектар" в Заринске. Сергей Зинченко рассказал, что оно было создано в 2003 году предпринимателем, близким к угольной промышленности. И, несмотря на существенный объем инвестиций, не имело должного коммерческого успеха — сбыт в необходимых объемах наладить не удалось.
Площадка "Алтайского нектара" включает здания общей площадью более 4 тыс. кв. метров (производственные помещения — 2 тыс. кв. метров, остальное — офисы и склады). Цеха оснащены оборудованием для производства медовухи, экстрактов трав, бальзамов на их основе, фасовки меда. Потенциальная мощность — 150 тонн меда, более 10 тонн безалкогольных бальзамов и более 30 тонн медовухи в месяц. По словам Сергея Зинченко, некоторые технологии производства разработаны и использовались только на этом предприятии.
Перенос производства в Заринск связан с приобретением больших производственных площадей. До конца июля будут завершены реконструкция и техническое переоснащение предприятия, в начале августа производство выйдет на полную мощность.
Второй бизнес, который приобрели "Пасеки Предгорья", — производство деревянных бочонков для упаковки меда и бочек для медовухи. Кому именно он принадлежал, Сергей Зинченко не сообщил. Но отметил, что это "очень хорошее предприятие, зарекомендовавшее себя на рынке. Оно работало более 10 лет и имеет широкую сеть сбыта по России". Бочонки делаются из отходов деревообрабатывающих производств. Объем выпуска — более 20 тыс. изделий разного объема (от 0,2 до 1 кг) в месяц.
Для реализации проекта были использованы собственные средства и сторонние инвестиции в соотношении примерно 30% на 70%. Об инвесторе руководитель "Пасек Предгорья" ничего не рассказал, сославшись на закрытость информация. "Инвестор не стал совладельцем предприятия, — отметил г-н Зинченко. — Но согласно договору берет в обеспечение приобретенное имущество и будет в течение пяти лет получать часть нашей прибыли".
Сейчас в компании работают 50 сотрудников, до конца года планируется создать еще 15 рабочих мест. Продукция "Пасек Предгорья" распространяется через дистрибьюторов по всей России, в том числе через специализированные магазины и торговые сети. Новую продукцию планируется продавать через те же каналы. С сетями сейчас ведутся переговоры, в них участвует и "Мария-Ра".
Компании, работающие на одном рынке с "Пасеками Предгорья", оценили новый проект предприятия неоднозначно. Из их комментариев понятно, что конкуренция на рынке только усиливается. Согласно новой стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2015 года, количество подобных предприятий в ближайшие годы увеличится (см. "Справку").
Основным конкурентным преимуществом меда и бальзамов, на которое делают акцент производители, является их экологическая чистота и натуральность, поэтому представители конкурирующих предприятий в первую очередь говорили именно об этих характеристиках. Председатель Союза пчеловодов и переработчиков Алтайского края Сергей Тастан считает, что у проекта, который реализуют "Пасеки Предгорья", "нет ни одного процента риска, кроме выбора самого покупателя".
Это изначально коммерческий проект с хорошо продуманной маркетинговой стратегией. Компания использует для производства своей продукции дешевое сырье, в ней нет настоящего алтайского меда. Он закупается в других регионах, к тому же купажируется сиропами и патокой с применением лимонной кислоты, а потом попадает на полки магазинов под названием "Медовый продукт". Его себестоимость низкая, что дает возможность компании выплачивать бонусы торговым сетям за вход на их полки. Производители настоящего алтайского меда этого себе позволить не могут.
По его мнению, существование таких компаний, как "Пасеки Предгорья", несмотря на их коммерческий успех, негативно сказывается на развитии пчеловодства в регионе и дискредитирует имидж брэнда "Алтайский мед".
Однако, по словам Сергея Зинченко, 95% меда, который перерабатывают "Пасеки Предгорья", покупается у пчеловодов Алтая, и компания выпускает не только медовый продукт, но и мед натуральный.
Рынок бальзамов на основе алтайских трав, на мой взгляд, уже перенасыщен, а несколько алтайских компаний в ближайшее время планируют запуск проектов по производству этой продукции. Каналов сбыта у нее не так уж много — специализированные магазины, аптеки. Что касается медовухи, то мне не верится, что производственное предприятие может сделать этот продукт. Он все-таки традиционный, и его нужно делать по народному рецепту в домашних условиях. Производственные предприятия под видом медовухи выпускают, как правило, пивной напиток с медовым ароматом.
Белла Вепрева, коммерческий директор компании "Хорст", напротив, считает, что потенциал рынка бальзамов не исчерпан даже несмотря на то, что подобной продукции в крае и России много. "Новый состав композиций, упаковка, марка всегда привлекают внимание покупателей. Наш регион имеет репутацию экологически чистого края, где растут лекарственные травы, добывается мед, это влияет на то, что продукция алтайских производителей востребована. Мне кажется, что места на этом рынке хватит всем", — говорит она.
Производство медовухи, по ее оценке, перспективно: "Продукт довольно необычный и может стать альтернативой для каких-то привычных напитков. Главное, чтобы компания сумела его качественно произвести и правильно спозиционировать".
Источник: Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2015 года.
В 2010 году в крае переработкой меда и пчелопродукции занималось 51 предприятие. За период с 2005 по 2010 год ассортимент продукции на основе меда удвоился. В регионе перерабатывается 1,6 тыс. тонн меда в год. Ожидается, что в период с 2012 по 2016 год объем инвестиций в предприятия переработки меда и пчелопродукции составит 176,7 млн. рублей, из них собственные средства предприятий — 56,7 млн. рублей, заемные — 120 млн. рублей. По прогнозам, объем переработки меда увеличится до 4 тыс. тонн в год.
Источник: Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Алтайского края до 2015 года.