июль 10, 2012
Алтайский край в июне принял I Международный форум "Сельский туризм в России". Комплексно на этот вид туризма обратили внимание недавно. Алтайский край считается одним из лидеров по уровню его развития. Почти 16 тыс. жителей предоставляют разного рода услуги в этом секторе. Предпринимательница, развивающая "зеленый дом" "Горный Чарыш", рассказала, как сельский туризм выглядит на практике.
Большую часть года мы живем в Новосибирске, где развиваем торговый бизнес. В Чарышском районе мы просто решили построить для себя дом. К нам в гости часто приезжали друзья, и поэтому на свободном участке нашей усадьбы мы хотели построить еще четыре небольших летних домика для них. Мы обратились в администрацию, чтобы немного расширить для этого свою территорию. Нам согласились помочь и посоветовали оформить домики как объекты сельского туризма. Как раз тогда стартовала целевая программа по поддержке этого направления. Каких-то денежных средств мы не получили, но нам помогают в продвижении.
Наша семья не единственная в районе, занимающаяся таким бизнесом. Его начали развивать те, кто в свое время просто потерял работу. Можно сказать, что они решились на это от безысходности. В районе маленькая гостиница, а гости сюда все-таки приезжают. Есть, конечно, и такие селяне, которым просто нравится развивать сельский туризм.
Наша усадьба может разместить 25 человек. В домиках есть холодильник, телевизор, чайник, посуда. На территории также стоит большой дом с удобствами, рассчитанный на компанию из шести человек. Во дворе построена баня. Бывает так, что все места у нас заняты. Мы понимаем, что сегодня высокие требования к сервису предъявляют почти все туристы. Те, для кого удобства не имеют значения, едут дикарями. А туристы, которые едут на базу, хотят и по горам полазить, и побывать на сплаве, но потом вернуться в теплую баньку, на мягкую постель и к телевизору.
Когда люди едут в деревню, они уже предполагают, что смогут здесь найти традиционные деревенские продукты, поесть деревенских яиц, которые отличаются и по вкусу, и по цвету. У нас, к примеру, подведена вода из скважины, она практически родниковая. Мы даже проводили специальную экспертизу. На территории усадьбы есть куры и гуси. Нам они не доставляют особых хлопот, а туристов это завлекает. Мы даем напрокат велосипеды, хотя ими очень редко пользуются. Сейчас сотрудничаем с нашими местными мастерами, которые делают сувениры.
Наш "зеленый дом" существует уже четвертый год. Поток туристов медленно, но увеличивается, хотя сейчас нам приходится в основном формировать имидж, зарабатывать репутацию на перспективу. К сожалению, даже в Москве немногие представляют, что такое Алтайский край. В прошлом и позапрошлом годах мы участвовали в профильных выставках, но, честно признаться, они нам ничего не дали. Посетители таких выставок заинтересованы в крупных компаниях. Сельский туризм не очень интересен агентствам. В "зеленом доме" можно разместить не так много людей, мы далеко расположены, поэтому сами продвигаемся как можем: запустили свой сайт, люди рассказывают о нас своим знакомым, что тоже немаловажно. Привлечь туристов к нам, по моему мнению, можно только за счет рекламы. Причем она должна исходить не только напрямую от нас.
Если говорить о том, что привлекает тех, кто все-таки приезжает сюда, то это природа.
Эти люди прекрасно понимают, чем отдых в Горном Алтае отличается от отдыха в Чарышском районе. У нас они ищут уединения, которого, к примеру, на озере Ая уже не найдут. Люди приезжают оттуда к нам и говорят, что отдыхать там уже невозможно. По сути, человек из города приезжает в город. Говорят, что в прошлом году там даже были пробки, а ведь есть те, кому хочется отдохнуть от суеты, даже просто побездельничать.