сентябрь 20, 2005
"Я буду плохо себя чувствовать, если не побываю на лесопосадках, для меня лесной подрост как дети", - признается Яков Ишутин, вице-губернатор края. Проработав долгие годы в лесной отрасли, он и сегодня готов говорить о лесе часами. Впрочем, наш разговор с ним не ограничился только этой отраслью…
40-70-е годы хвойным лесам края был нанесен огромный ущерб сплошными лесосечными рубками, это самый варварский способ рубок, при котором на площадке вырубаются все, что растет, а территория отдается под лесовосстановление. Но денег у нас не было, и лесовосстановлением почти не занимались. В результате доля хвойных, самых ценных, пород уменьшилась с 1949 по 1998 год с 73 процентов до 27. В конце прошлого века была поставлена задача - перейти к выборочным рубкам с использование новых, экологически приемлемых технологий и техники. Сегодня 90 процентов рубок (за исключением лиственных пород) - выборочные, они не наносят ущерба лесу. Как говорят лесники, лес не боится хорошего топора. За последние годы лесхозы полностью обновили парк лесозаготовительной техники и два года назад вышли по объемам заготовок на уровень конца 80-х годов.
- Если бы ввели законодательный запрет - это бы было капитальнейшее решение! Продавать круглый лес - дело бесперспективное и даже позорное. И в 2000 году агентство лесного хозяйства по Алтайскому краю приступило к перевооружению отрасли, за 3,5 года вложили порядка 400 миллионов рублей, приобрели хорошее импортное оборудование. За четыре года производство пиломатериалов утроилось. Круглый лес почти не вывозится.
- А помните, какие мы в 80-х годах получали квартиры? Зайдешь - двери перекошены, окна не закрываются. Сегодня рынку нужна качественная конечная продукция, и именно она будет давать доходы и отрасли, и краю. После перевооружения лесхозы края стали производить не только пиломатериалы, но и половую и обшивную рейку, плинтус, оконные блоки. Древесина используется идеально сухая.
Но нужно было пойти еще дальше: использовать все, что остается от деревообработок и лесозаготовок, а также низкосортную древесину (березу, осину), разрешенный объем вырубок которой - полтора миллиона кубометров в год. Здесь есть три амбициозных проекта, которые осуществляются с помощью Сибирского федерального округа. Один из них - цех по производству древесно-стружечной плиты в Ларичихинском лесхозе, первый за Уралом. На его строительство был взят кредит в "Промсвязьбанке" в шесть миллионов евро, и к июлю следующего года цех выпустит первую на Алтае нормальную древесно-стружечную плиту.
- Да, есть дикие факты лесонарушений, особенно со стороны Казахстана. Группы нарушителей проникают на нашу территорию, варварски вырубают и вывозят лес, нынешним летом вступили в отрытый бой с нашими лесниками. Беда в том, что у нас нет нормального технического обустройства границы с Казахстаном, нет вооруженных патрулей, нормальных застав. Есть, конечно, факты нарушений и со стороны жителей края, хотя их стало намного меньше. Проблема еще в том, что с недавнего времени функции гослесохраны переданы в "Росприроднадзор", а это пять человек на весь край.
Но, думаю, эту ситуацию мы сможем в самое ближайшее время переломить. И границу закрыть, и разобраться с полудикими пилорамами, которые варварски используют лес и не платят никаких налогов. Размеры теневого бизнеса в стране не меньше, чем легального. Но взмахом шашки победить его не удастся.
- Начиная с конца 90-х годов ежегодно в крае восстанавливается по восемь-девять тысяч гектаров лесных культур. Садится от 40 до 45 миллионов саженцев. Если у вас когда-то будет путь на юг - в Ключевский, Михайловский, Угловский районы, - территории, которые в 1997 году пострадали от лесных пожаров, вы сможете увидеть, что там сделано. Только на юге края создано порядка 35 тысяч гектаров прекрасных лесных культур. Я буквально три месяца назад объехал все посадочки и испытал чувство гордости за лесоводов.
- Минерально-сырьевая база на Алтае достаточно хорошо развита. У нас очень хорошие залежи железных руд, которые в свое время разведывались для Кузнецкого металлургического комбината.
- Разведанные и утвержденные. Это руды с очень хорошим содержанием металла. И надо найти того, кто придет работать с этими запасами. У нас очень сильные полиметаллические месторождения, но, к великому сожалению, сегодня заработал только один Рубцовский рудник. Дай бог, чтобы собственники развивали добычу. Есть Корбалихинское месторождение и ряд других, где содержание руд - до 20 процентов, в мире таких месторождений немного. У нас неплохие запасы золота. В среднем в крае добывается 100-120 килограммов золота в год. Мизер. А могли бы добывать до тонны. Есть перспективные месторождения и бурых, и каменных углей. Не на полную мощность работает Мунайское месторождение бурых углей в Солтонском районе. Уже три года мы занимаемся вопросами, связанными с разведкой нефти.
- А почему оно будет дороже, чем в других регионах? Инфраструктура вся есть. Новосибирский институт нефти и газа взялся за эту проблему, и первоначально полученные данные говорят, что работу надо продолжать. Если бы у нас была нефть, совсем по-другому можно было бы выстраивать экономику края. Но сегодня нужны деньги на геологоразведку, и немалые. Бурение одной скважины стоит порядка 50-60 миллионов рублей. А нам нужна не одна.
- "Бурятзолото" выиграло открытый аукцион, пришло на абсолютно нормальных условиях, у него хорошее имя, и оснований для пересмотра результатов аукциона нет. В крае нет таких своих компаний, которые могли бы работать на их уровне. Если предприятие регистрируется здесь, платит налоги, создает рабочие места - ну и ради бога, пусть работает. По УГМК комментировать что-либо пока рано.
- В крае 16600 километров дорог, по протяженности дорожной сети мы занимаем третье место в России. 87 процентов из них имеют твердое покрытие. Но дороги у нас - сами знаете какие. Для того чтобы выходить на требуемый объем дорожного строительства, необходимо порядка 10-12 миллиардов рублей в год. А в прошлом году территориальный дорожный фонд края составил 1,387 миллиарда рублей. Для сравнения: в Кемеровской области размер фонда - 2,1 миллиардов на 5,3 тысячи километров. Мы на одном из последних мест по объемам субвенций из федерального бюджета. В настоящее время сенатор от Алтая Владимир Сергеевич Германенко вместе с начальником "Алтайавтодора" работают над решением этой проблемы в Москве, и мы, быть может, в этом году получим дополнительные субвенции.
- Дорожная отрасль края, конечно, работает не без контроля. Но я очень хорошо знаю, откуда берется копейка в бюджете. Поэтому эффективность использования средств территориального дорожного фонда, субвенций из федерального бюджета должна находиться под капитальным контролем, чтобы с минимальными затратами иметь максимальную отдачу. Это моя жизненная позиция.