август 6, 2012
Поправки в закон, утверждающие введение в России утилизационного сбора, вступают в силу с 1 сентября текущего года. Сбор будет выплачиваться производителями и импортерами транспортных средств. В законе указано, что введение налога продиктовано соображениями экологической безопасности.
Размер парка в стране на текущий момент превышает 40 млн. автомобилей. Ежегодно более 1,5 млн. единиц техники будет нуждаться в переработке. При этом уже никто не скрывает, что введение утилизационного сбора также продиктовано желанием государства компенсировать снижение пошлин на ввоз автомобилей после вступления в ВТО. Исполнительный директор агентства "Автостат" рассказал, какие последствия может иметь введение утилизационного сбора:
В первую очередь утилизационные сборы призваны обезопасить отечественную автомобильную промышленность. Россия вступает в ВТО, и таможенные пошлины начнут снижаться. Нужны какие-то ответные меры, чтобы производство отечественных автомобилей не пострадало. Особенно это касается грузового сегмента, на который может оказать серьезное воздействие наплыв подержанной иностранной или новой дешевой китайской техники.
В сегменте новых легковых автомобилей введение утилизационного сбора позволит компенсировать постепенное снижение таможенных пошлин, которое начнется после вступления в ВТО. Поэтому структура рынка здесь вряд ли поменяется. Цены на автомобили не претерпят значительных изменений. Стоит ожидать роста цен на те автомобили, которые сегодня ввозятся частным порядком. В этом случае перегонщикам придется платить и таможенную пошлину, и утилизационный сбор.
Производители автомобилей, имеющие заводы на территории России, не обязаны платить сбор "живыми" деньгами — они будут предоставлять гарантии утилизации. Импортеры должны будут заключать с Минпромторгом договоры, в которых они предоставят гарантии об уплате утилизационного сбора. Впоследствии они заложат объем этих сборов в структуру стоимости автомобилей.
Для дилеров прямо сейчас ничего не изменится, но, вероятно, впоследствии они должны заняться выстраиванием системы приема автомобилей на утилизацию. В дальнейшем также планируется разработать комплекс мер, мотивирующих потребителей не бросать старый автомобиль, а сдавать в пункты приема по утилизации.