Юрий Матвейко: "Мы возлагаем большие надежды на институт омбудсмена"

август 7, 2012

31 июля прошло заседание Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе Алтайского края. Руководитель регионального отделения организации "Деловая Россия" в своем выступлении обозначил ключевые проблемы, которые влияют на предпринимательский климат в стране и крае.

Газета "Ваше дело" публикует его выступление с небольшими сокращениями.

Юрий Матвейко,
руководитель регионального отделения организации "Деловая Россия":

До последнего времени административные барьеры в развитии предпринимательства представлялись как многочисленные проверки буквально всеми желающими, особенно усердствовали силовики. После введения плановости проверок и отлучения силовых структур, казалось, можно было бы отрапортовать, что административных барьеров больше нет.

Организация "Деловая Россия" по-другому оценивает ситуацию: есть благоприятные условия для развития предпринимательства или их нет. К сожалению, не все так просто.

Выбранная экономическая модель с опорой на монопольные компании и госкорпорации, очень напоминающая плановую экономику, не оставляла места для малого и среднего бизнеса, что особенно удивительно на примере развитых стран, где его доля в ВВП составляет 60–70%.

Что при этом особенно угнетает:

  1. увеличение страховых взносов до 34% — самый яркий пример пренебрежительного отношения к предпринимателям. Позиция "Деловой России" заключается в необходимости обязательного налогового маневра с элементами компромисса и применением системы "15х15х15", что означает: 15% — страховые взносы, 15% — налог на прибыль, 15% — НДС;
  2. ограничение доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам. Сегодня в России на его долю приходится не более 2% от общего объема госзаказа. Этот показатель необходимо увеличить до 20%, а к 2018 году — до 25%;
  3. кредитная политика. Постоянное потакание аппетитам монополистов путем повышения тарифов ежегодно до 10–15% разгоняет инфляцию, и банки держат процент по кредитам на недоступном уровне. "Деловая Россия" отмечает, что практика 2012 года, когда не было проведено повышение тарифов в начале года, дала инфляцию за полгода всего 3,6%. Следовательно, повышение тарифов не должно разгонять инфляцию, тогда и кредиты станут значительно дешевле. На сегодняшний день процедура оформления кредитов для предпринимателей вернулась в 90-е годы, и чем дальше, тем страшнее;
  4. еще один проблемный вопрос — согласование разрешительной документации для строительства. На сегодняшний день этот срок порой тянется до года. По плану мероприятий реализации программы "Улучшение инвестиционного климата в Алтайском крае на 2011–2016 годы" регламент, регулирующий сроки получения разрешений в строительной отрасли, должен был появиться еще к 1 октября 2011 года. Однако документ появился лишь в июле этого года. Время согласований должно сократиться с полугода до 39 дней. Впрочем, документ носит рекомендательный характер;
  5. коррупционное давление на бизнес. Безусловно, важная проблема сегодня — отбор собственности через использование уголовного законодательства, угрозу тюремного заключения, и делают это в основном представители силовых структур. У нас в регионе, к счастью, таких примеров не очень много, но все же они есть.

В такой обстановке "Деловая Россия" совместно с другими предпринимательскими организациями сумела донести критическую ситуацию до президента страны, и мы были услышаны: введен институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Она инициировала работу по реализации программы "100 шагов вперед в деловом климате", которая направлена на преодоление неприступных административных барьеров. Партнерами "Деловой России" в этом будут также "Агентство стратегических инициатив", "Администрация промышленного развития". Конечной целью является создание настоящих благоприятных условий для развития предпринимательства. Это даст прежде всего возможность восстановить промышленный потенциал страны через программу "25х25" — Новая индустриализация" (создание к 2025 году 25 млн. новых рабочих мест).

Мы возлагаем большие надежды на введение в регионе института омбудсмена, безусловно, и очень многое будет зависеть от того, какими полномочиями он будет наделен.