август 9, 2012
Как показывают соцопросы, большая часть россиян о работе муниципальных депутатов знает самый минимум. Да и то, как правило, узнает о ней лишь накануне выборов. Барнаул в этом плане не исключение. Избиратели пока не проявляют высокого интереса к выборам в Думу города, назначенным на 14 октября. Зато накал страстей ощущается внутри партий, оппозиционных течений и местных политтехнологов. Уже разгораются конфликты, штабы разрабатывают каверзные кампании, наперебой выдвигаются версии о том, какими будут основные участники, из чьих кошельков кампании будут финансироваться. Так почему же при низком интересе избирателей к этим выборам он так высок у политиков?
Барнаул, здание горадминистрации.
Михаил Хаустов
Как хороший врач всегда думает о своих пациентах, так и политик всегда думает о выборах.
Во-первых, нужно понимать, что общественная активность обычно связана с интригой. Когда есть интрига, тогда есть стимул интересоваться, участвовать. Люди начинают понимать, что и от их голоса что-то зависит. А когда интриги нет, то нет и активности. Между интригой и интересом прямая закономерность. Во-вторых, кампания вступит в активную фазу, затрагивающую и избирателя, лишь за несколько недель до выборов. Сегодня делать выводы преждевременно. Конечно, элементом драйва на муниципальных выборах может быть и ситуация в стране. Она может повышать или понижать общественную активность на местах. При сегодняшнем раскладе, думаю, интерес будет повышаться.
Отношение к органам власти во многих городах и районах определяется отношением к тем персоналиям, которые в них представлены. Если там доминируют безликие люди, то и отношение соответствующее, если же появляются энергичные, деятельные депутаты, то они внушают доверие к органам власти и интерес в целом тоже. Но я думаю, что то, что происходило в Барнауле в последний созыв городской Думы, плюсов ей не принесло. Получился парадокс. С одной стороны, на это время пришлась отмена выборности мэра, которая, казалось бы, повысила статус и влиятельность гордумы – у депутатов появилось право выбирать и назначать по контракту главу города и т. д. А с другой стороны, в это же время мнение депутатов менялось с одного на противоположное и не могло не девальвировать к ним отношение населения.
Публичное унижение городской Думы в истории с увольнением градоначальника и его преследованием никак не могло укрепить авторитет депутатов. Ничто не проходит бесследно. Эти действия были призваны понизить в глазах людей статус Думы. Реально интерес теперь может быть связан только с новыми лицами, с новыми кандидатами, которые будут вызывать доверие, будут яркими, интересными и продуктивно работать с избирателем. Поэтому вопрос, скорее, в претендентах и в том, какую модель поведения они выберут – игру в поддавки или реальные действия.
Причин низкого интереса избирателей, я думаю, несколько. Одна из них – садово-огородный сезон, людям есть чем заняться. Но она, конечно, не основная. Вторая причина – аполитичность основной массы населения и большой процент тех, кто не верит в честность выборов и в то, что и их голос что-то значит, а депутат в реальности поможет округу и исполнит свои обещания. Третья состоит в том, что зачастую у нас власть отдельно, а народ отдельно. Нужно внимательно смотреть, кого мы выбираем, а смотреть не хочется, нет стимула. Городские депутаты не воспринимаются как сила, действительно способная что-то решать. А зря. Вот в этом, возможно, основная причина. С другой стороны, если люди не интересуются своими депутатами, можно сделать вывод, что у них нет проблем. Ведь у нас зачастую только при наличии проблем граждане бегут к избранному и обращаются за помощью.
Выход из такой ситуации я вижу один – идти в народ. Именно так в свое время делал я. Шел по округу, знакомился с людьми, узнавал о проблемах и трудностях конкретных жителей. Только личное прямое общение кандидата в депутаты и действующего депутата со своими избирателями сделает свое дело, покажет обеим сторонам важность друг друга. Политтехнологии – хорошо, но бывает нечестно. А вот когда сам кандидат делает подомовой обход, собирает вокруг себя людей, не боится говорить и смотреть в глаза, тогда и ситуация меняется.
Электоральная активность достаточно низка, поскольку население сегодня прагматично подходит к избирательному процессу и своей значимости в нем не видит. Ведь общая система управления: бюджетообразование, принятие каких-то решений – от избирателей зависит лишь косвенно. Надо признать, что сегодня уменьшается связь электората с действующим составом Думы. Депутаты активно общаются с населением только на стадии избрания, а в процессе текущей деятельности все дальше и дальше дистанцируются. Поэтому мы и говорим о низкой активности избирателей, когда им не важно, кто выиграет, Иванов или Петров.
А вот для политических сил расстановка в гордуме, тем более по партийным спискам, – показатель их локальной эффективности. Это не то, что нарабатывается в ходе кампаний на федеральном уровне, это – результат сделанного в муниципалитете, непосредственно в краевой столице. Здесь потенциал партийного отделения дает возможность отыграть свою позицию, свой результат не только за счет административного ресурса, но и за счет популярности кандидатов. Отсюда такая борьба за них, а значит, и за округа. Новая схема "20 на 20", когда половина кандидатов – одномандатники, а половина – в партийных списках, сократила количество округов почти в два раза, и ровно на столько же в них увеличилась конкуренция. Кандидатам необходимо доказывать свою состоятельность уже в больших по численности округах, по многим параметрам новых для них.
А что мне там делать? Не пойду. За кого и как голосовать? Это ничего не изменит. Хоть за медведя голосуй, который в лесу бегает. Кто жил хорошо, тот и будет жить. А мы, крестьяне, будем только пахать.
15 лет не хожу на выборы. Работала в засекреченном поселке Мирном, потом нас сюда отправили, пообещав дотацию, жилье. Но как скиталась, так и скитаюсь – никакой помощи не было. Я пенсионерка, работаю на пяти работах. Живу в своем мире и продолжу так делать, ни за кого голосовать не буду.
Работаю в больнице и, если не буду на сутках, пойду голосовать. Кстати, может, у нас на работе проведут? Бывает же, прямо в больнице выборы проходят.
Нина Иосифовна:
Посмотрю еще, будет ли кого выбирать. Никто кандидатов пока не представлял. А когда будут выборы?
Действующему составу Барнаульской думы, полномочия которого завершатся в октябре, пришлось несладко. За эти почти четыре года на них не раз обрушивалась необходимость принимать слишком важные решения. Баллотируясь в 2008 году, кандидаты и не предполагали, что их ждет, и, возможно, были не вполне к этому готовы.
Речь, главным образом, идет о смещении с поста мэра Владимира Колгановав 2010 году. Это событие существенно изменило расстановку сил и поначалу внесло разброд и шатания внутри гордумы. А последующая отмена всенародных выборов мэра окончательно придала ей новое лицо. Одни тогда говорили о "партийной дисциплине", а другие выражались куда конкретнее – "депутатам переломили хребет".
Отказ от выборов мэра и изменение устава стали фактически ключевыми событиями в жизни гордумы V созыва, ее характеризующими. Давайте вспомним, как это было. В августе 2010 года губернатор Александр Карлинзаявил о смещении Владимира Колганова с поста главы города. Сам мэр, будучи "единороссом", под нажимом партии написал заявление об отставке. Вопрос об одобрении заявления был вынесен на рассмотрение Думы.
При этом большинство депутатов считались лояльными Колганову. Первая реакция казалась объяснимой: несколько депутатов в знак протеста написали заявления об отказе от мандатов. Причем сначала речь шла о 16 законодателях, затем – о пяти, фамилии никто не называл. Публично отважились в этом признаться единицы. На короткое время на сайте гордумы даже появилось обращение к президенту с жалобой на краевую администрацию, но потом оно быстро исчезло. На срочно собранном заседании депутаты большинством голосов не приняли отставку мэра.
Но очень скоро расхрабрившиеся было депутаты пошли на попятную. Полномочия никто с себя не сложил, ситуацию никто обострять не стал, смирившись с политическим поражением Колганова. И своим тоже.
А уже в октябре 2010 года после проведения скандальных публичных слушаний, на которые милиция не пускала граждан, депутаты одобрили поправки в Устав города и отменили всенародные прямые выборы мэра. "За" проголосовали 26 из 31 присутствовавшего депутата. Гордума стала послушной.